Сирота №7 в Королевской галерее

Головокружительная история Ольги Уваровой – английского ветеринара из России

Ольга Уварова. Фото: Bassano Ltd / National Portrait Gallery

Ольга Уварова. Фото: Bassano Ltd / National Portrait Gallery

Сегодня ветеринария – «женская» вотчина.  Исследование Федерации ветеринаров в Европе (Federation of Veterinarians in Europe – FVE)  показало, что 58% ветеринарных врачей в Европе – женщины. Ожидается, что феминизация профессии будет только расти.

Но так было далеко не всегда. Совсем недавно женщинам, которые хотели посвятить себя лечению братьев наших меньших, приходилось пробиваться сквозь преграды, унижение и недоверие: ещё в 1930-х годах английские ветеринарные журналы писали, что даже если женщины и получат образование, что само по себе сомнительно, то их удел – больные декоративные собачки, не более. 

Разрушила эти вековые стереотипы русская женщина Ольга Уварова, которая приехала из охваченной гражданской войной, голодной и разрушенной России в Британию в качестве «живой посылки» Красного Креста. А сегодня британский Королевский колледж ветеринарных хирургов ежегодно вручает особую стипендию имени Дамы Ольги Уваровой, а её портрет висит в  Королевской портретной галерее в ряду национальных героев Великобритании.

О трудной и блестящей судьбе Ольги Николаевны Уваровой, первой женщины-президента Королевского колледжа ветеринарных хирургов Лондонского университета, рассказала ведущий сотрудник Дома русского зарубежья Наталья Масоликова, автор курса лекций «Женские портреты русского научного зарубежья в XX веке».   

Здание Королевского колледжа ветеринарных хирургов Лондонского университета. Фото: Royal Veterinary College
Здание Королевского колледжа ветеринарных хирургов Лондонского университета. Фото: Royal Veterinary College

Ольга Уварова родилась в 1910 году в Москве. Её отец, успешный юрист, вырос в Уральске (сегодня это Казахстан), после революции он принял решение перебраться на родину, где надеялся спасти семью от потрясений и голода. Но на Урале начинается вспышка тифа, детей – Ольгу и её троих братьев – еле-еле удалось спасти, а их маму – нет. Вскоре арестовывают их отца – как «представителя старого буржуазного мира», в декабре 1920 года Николай Уваров был расстрелян Уральской ЧК. Он был реабилитирован лишь в 1999 году, незадолго до смерти Ольги Николаевны. 

Четверо сирот оказались на грани голодной смерти. У них остался один родственник – дядя Борис Петрович Уваров, в то время уже видный зоогеограф, энтомолог, за успехи в борьбе с полевыми вредителями ему был дан шутливый титул «полководец противосаранчовых армий». Позже за учёным закрепилось звание «отец акридологии», то есть науки о саранче. Но в том же роковом 1920 году Уваров получил предложение от энтомологического бюро и уехал работать в Великобританию (где в 1959 году стал  президентом Королевского энтомологического общества и был награждён высшей наградой Великобритании – «Орденом подвязки»). Узнав о смерти брата, он обращается в Американский Красный Крест с просьбой вывезти из пылающей России умирающих от голода племянников. Целый год велись переговоры, в результате «спасители» назначили такую высокую цену за четверых детей, что Уварову пришлось делать страшный выбор – он выбрал Ольгу. 

Когда к берегам Великобритании причалил пароход из Эстонии, на его борту находилась 10-летняя девочка, измождённая брюшным тифом и малярией, без ногтей, без волос, на шее которой болталась бирка «Сирота №7»… 

А дальше началось история, похожая на путеводитель по успеху: шаг за шагом, с упорством и невероятной силой Ольга Уварова строила блестящую карьеру: профессиональную, научную, общественную. С упорством, невероятной силой и бесстрашием она шла за мечтой, будто чувствовала, что должна прожить эту жизнь за четверых.  

После окончания школы Ольга твёрдо решила, что будет лечить животных, и поступила в Королевский ветеринарный колледж при Лондонском университете. О том, как приветствовали будущих ветеринаров-девушек в те годы даже в Лондонском университете, говорит тот факт, что в колледже не было женских туалетов.  Девушек-студенток не включали в исследования: было понятно, что работать они всё равно не будут.

Тем не менее Уварова окончила колледж в 1934 году с бронзовой медалью по физиологии и гистологии. Получив диплом, поступила ассистентом в одну из ветеринарных клиник: даже это считалось исключительной удачей, в стране эту должность смогли получить лишь 34 женщины. О собственной практике женщине-ветеринару нечего было и мечтать. 

Ольга Уварова. Фото: Bassano Ltd / National Portrait Gallery
Ольга Уварова. Фото: Bassano Ltd / National Portrait Gallery

Но Ольга Уварова мечтала и трудилась, а через десять лет она имела собственную небольшую ветеринарную практику в графстве Суррей, где её клиентами числились Королевское общество защиты животных (RSPCA) и стадион для собачьих бегов. 

Правда, надо добавить, что Вторая мировая война поменяла некоторые устои английского общества: женщины освоили многие мужские профессии. 

Уварова не бросала и науку: в её послужном списке около 40 научных работ, в том числе по хирургии.  Уже в  1947 году она была избрана президентом Общества женщин – ветеринарных хирургов.

Она вела широкую исследовательскую и организационную работу в Британской ветеринарной ассоциации.  Вскоре внимание Уваровой привлекла фармацевтика: в 1951 году она возглавила Центральное ветеринарное общество, а в 1965 году коллеги Ольги Николаевны наградили её золотой медалью за вклад в науку. В 1968 году она стала членом совета Королевского колледжа ветеринарной хирургии, а в 1976-м Уварову избрали президентом колледжа. 

Уварова профессионально занималась защитой животных: участвовала в парламентских комиссиях и международных симпозиумах, имела почётное пожизненное членство в Университетской Федерации по Защите животных (UFAW). 

В центре её внимания была этика использования животного материала для исследований человеческих болезней. Как бы абсурдно это ни звучало, но то, что учёный сотрудничает с медиками и пытается найти точки соприкосновения терапии людей и животных, вызвало гнев зоозащитников. Они устроили налёт на лабораторию ветеринара и сожгли её дом.

Но среди профессионалов имя Ольги Уваровой свято. Несмотря на свои регалии, медали и звания, она была очень щедрым учителем, помогла не одному поколению ветеринаров стать хорошими врачами и учёными, в том числе и финансово: ей ли не знать, что такое нужда? В знак благодарности Королевский колледж ветеринарных хирургов учредил ежегодную особую стипендию имени Дамы Ольги Уваровой. 

Дамой-командором Ордена Британской империи Ольга Уварова стала в 1983 году.  Её парадный портрет висит в Королевской портретной галерее в ряду национальных героев. Её именем названа орхидея. 

«Сирота №7» чудом выжила, а прожила очень долго – 91 год. И делала всё, чтобы спасти как можно больше живых существ. Долг платежом красен.

Читайте также