Некогда учиться: молодёжь работает со школьной скамьи

О чём говорят инициативы кандидатов в президенты РФ, связанные с повышением студенческих стипендий

Фото: Александр Баранов/Коммерсантъ

Фото: Александр Баранов/Коммерсантъ

Опять подняли тему студенческих стипендий. На этот раз о необходимости их повышения заговорили кандидаты в президенты. Оно и понятно: студенчество – это тоже электорат. И снова в качестве ориентира называется МРОТ. Студенты, впрочем, на подобные новости реагирует вяло: они уверены, что всё это – очередное сотрясание воздуха. А значит, опять решать проблемы самим: трудиться после пар официантами, курьерами, копирайтерами и репетиторами. В России вынуждены работать более 60% студентов. До учёбы ли тут?

История со стипендиями вообще какая-то странная. Уже несколько раз вносили в Госдуму предложения повышения стипендий до МРОТ, до прожиточного минимума или хотя бы до 80% от них. Однако каждый раз эти инициативы отклонялись как утопические. Денег, дескать, нет, на всех не напасёшься. Но разве стипендии выплачиваются всем? Всегда они были поощрением умных, талантливых и усердных. В этом смысле стипендия может быть лишь неким маяком, ориентиром в выборе учебной стратегии. Можно, конечно, сразу сделать ставку на вечерние смены по приготовлению бургеров в ущерб книжкам, а можно отказаться от заработка здесь и сейчас, но не запускать учёбу.

Или можно попробовать амплуа супермена и стараться успевать везде. А что? На энергии молодости ещё и не так разогнаться можно! Почитаешь биографии известных учёных, писателей, философов – так многие в студенчестве как-то крутились, подрабатывали: уроки давали, при разных ведомствах мелкие поручения выполняли. Посмотришь на современных умных ребят –  и тоже удивляешься: некоторые и учатся хорошо, и подрабатывают, и увлечения всякие-разные имеют. Впрочем, последнее, конечно, редкость. И специально, разумеется, никого в такие условия ставить не надо: подвиг – дело добровольное. Речь именно о выборе. И стипендия, хотя бы не совсем уж позорно копеечная, этот выбор всё-таки расширяет. Более того, даже для тех, кто её не получает, она является некой планкой, азарт, что ли, включает: а ну как в этой сессии всё сложится по-другому, надо бы книжек тогда почитать побольше.

А сейчас что? Моя дочь в прошлом семестре получала повышенную стипендию – около 3500 рублей. Стандартная была примерно 2800. А с нового года не получает ничего. Пропал азарт. Вместо него теперь  «приоритеты»: один предмет интересный, его и учить в удовольствие, а другой – так, не страшно сдать и на тройку, а тройка – государственная оценка.

В среднем отношение к учёбе у многих сегодня не особенно серьёзное. Мало что молодёжь мотивирует, зато много что её отвлекает. И главным образом мысли, где бы раздобыть денег. А если ответ найден, то кучу времени уходит на это самое добывание. Как говорится, раньше учились и подрабатывали, сейчас работают и подучиваются. Вот только работают-то на низкоквалифицированных работах, а потом как-то надо специалистом становиться, реализовывать себя в профессии. А как?

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ

Мало кому удаётся во время учёбы найти работу, связанную с получаемой специальностью. По данным сервиса «Зарплата.ру», чаще всего учащиеся вузов подрабатывают курьерами, официантами, промоутерами, продавцами, комплектовщиками, грузчиками, нянями и работниками колл-центров. Какой-никакой опыт, близкий к будущей специальности, могут получить разве что филологи, найдя несложную работу с текстами. Ещё будущие педагоги могут проявить себя в репетиторстве. А инженерам, химикам, врачам как быть? Они, тратя себя на заработок в 18–22 года, теряют возможность учиться вдумчиво и системно. А потом они нас лечить будут, мосты нам строить.  

При этом многие студенты начиная со второго-третьего курса работают полный день – стандартные 8 часов. По данным Центра внутреннего мониторинга ВШЭ, в 2020 году таких студентов было 47%. Это очень и очень много. Ещё 36% работают неполный день или подрабатывают время от времени. И только 11% выпускников вузов сообщали четыре года назад, что они не работали ни на одном из курсов.

Да, конечно, не все студенты работают, потому что иначе не могут: многих, очень многих обеспечивают родители, готовые поддерживать детей и после получения диплома. Но молодёжь стремится к самостоятельности и независимости. Студентам, понятное дело, хочется иметь свои собственные свободные деньги, выведенные из постоянных трат типа аренды жилья или питания. Молодым людям нужен и досуг, и разные приятные мелочи. И некоторые учатся добывать себе эту неподотчётную радость ещё со школьной скамьи. Постоянные подработки сегодня имеют 16% подростков старше 14 лет. Ещё 62% школьников хотели бы работать и активно ищут такую возможность.    

У нас много говорят о девальвации профессионализма, о том, что вокруг одни дилетанты, а настоящие специалисты перевелись. Но откуда им взяться? Если большинство начиная с пубертата думают не о накоплении знаний и умений, а о том, где лишнюю десятку раздобыть? Сейчас более 60% школьников уходят после девятого класса в колледжи, чтобы не терять в школе два «лишних» года, чтобы можно было начать побыстрее работать. А 80% студентов отказываются идти в магистратуру за углублёнными знаниями, потому что уже к третьему курсу ужасно устают совмещать работу и учёбу. Кто-то ещё тешит себя надеждами – дескать, потом всё наверстает, компенсирует пробелы дополнительными курсами, самообразованием. Но куда там: с каждым годом жизнь лишь ускоряется, интенсификация труда только растёт – не до книжек и лекций.

Конечно, учащуюся молодёжь необходимо поддерживать. И серьёзно. А не смешными президентскими стипендиями в 2200 рублей. И не нужно путать стипендии с социальной помощью. Студентам из малообеспеченных семей, разумеется, должны быть положены пособия, но стипендия – это всё же другое. Учёба – это труд, отличная учёба достойна поощрения так же, как хорошо сделанная работа. Разумеется, в приобретении приличного багажа знаний, навыков и умений заинтересован в первую очередь сам учащийся – некоторые не то что стипендий не получают, но и сами за учёбу платят. Но будем же честными до конца: талантливые студенты в будущем способны принести пользу всему обществу, всей стране – и гораздо большую, чем те, кто относится к своему образованию легкомысленно и пересдаёт каждый экзамен по три раза. Талантливых бы нам побольше, а троечников – поменьше. Но за всё нужно платить.      

Читайте также