Пересдача ЕГЭ будет. Но с условиями

Колумнист и школьный учитель пишет о том, что значит предложение президента о пересдаче ЕГЭ для детей, учителей и системы в целом 

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Второй шанс на ЕГЭ будет. Ну ещё бы! Если сам президент с инициативой вышел, кто ж не поддержит! Даже полемики особой не случилось. Быстренько провели опрос среди населения, высказались в поддержку разные чиновники. И вот сообщают, что уже этим летом выпускники смогут пересдать один из экзаменов по выбору, не пропуская год. Хорошо это или всё же не очень? Нет ли в этом решении какого-то подвоха?

Идею о пересдаче поддержали 79% россиян. И признаюсь сразу: я в их числе. И как педагог, и как родитель. Ну и мой внутренний ребёнок, как выразились бы популярные психологи, тоже за. Причина простая: я очень хорошо знаю, как порой глупо даже самые умные одиннадцатиклассники могут завалить этот чёртов ЕГЭ: не успеть переписать работу с черновика в чистовик, не в те клетки вписать ответы в тестовой части. Я и сама как человек крайне рассеянный могла бы такое отчебучить легко. А уж переживать ужас подобной роковой случайности в качестве педагога, отдавшего все силы на подготовку учеников, или родителя, переживающего за поступление ребёнка, совсем не хотелось бы.

Фото: Киселев Сергей / Агентство «Москва»
Фото: Киселев Сергей / Агентство «Москва»

Впрочем, такой ужас я переживала. Моя дочь два года, когда сдавала английский, в тестовой части промахнулась строчкой и все ответы написала со смещением. Все. В бланках ЕГЭ всегда есть отдельное место для исправления ошибочных ответов. Так вот этого поля моей дочери банально не хватило. В панике она стала исправлять там, где как будто бы исправлять нельзя. Потом две недели мы сидели обе как на иголках. Повезло. Не знаю уж, каким чудом, но система засчитала все исправления и дочь получила свой высокий балл. Хорошо, в принципе уже то, что дочь вообще заметила, что каждый ответ оказался не на своём месте.

Немало удивительного я видела, когда работала организатором на экзаменах. В 2022 году, например, сократили продолжительность экзаменов по истории и обществознанию. При этом не все выпускники оказались готовы к тому, что в их распоряжении на час меньше времени. Многие просто не успевали переписывать работы в бланки. А некоторые учащиеся и вовсе истолковали изменения регламента весьма странным образом. Такие почему-то были уверены, что есть основное время экзамена, а потом для переписывания дадут ещё дополнительное. Прямо вот прочтут ещё один – третий – инструктаж и выделят ещё полчаса на чисто технические моменты. Впрочем, учитывая, насколько бюрократически сложно организована сама процедура экзамена, винить подростков не получается.

Однако дело не только в технических нюансах. Возможны и другие ситуации. Случается ведь порой и так, что человек настолько переволновался, что, даже обладая светлым умом, сотворил в самый ответственный момент какую-то дичь. У кого так не было? Или прозаичнее – сработал закон подлости. Школьник выучил всё, прорешал сотни вариантов с сайта ФИПИ, а одну тему… ну обошёл, устал, понадеялся на авось. Опять же, кто не сталкивался с таким? Да у каждого была в жизни история, когда выучил 29 билетов и потом вытянул 30-й. Да, наверное, за беспечность надо платить. Но обязательно ли цена должна быть равна целому году?    

Так что – да, возможность пересдачи – это благо. Но важно правильно определить условия такой пересдачи, чтобы на повторную попытку шли действительно те, кто сплоховал не по совсем уж запредельной безалаберности. Просто чтобы все подряд пересдавать не побежали и тем не увеличивали нагрузку на систему: на организаторов и экспертов.

Вот, кстати, если кто и против второго шанса, так это педагоги, задействованные летом на работе с ЕГЭ. Понять их можно: во многих школах условия для такой работы попросту отвратительные. Иные администрации запрещают проносить организаторам в ППЭ (пункт приёма экзамена) даже несложный перекус, а приехать надо к восьми и после четырёхчасовых экзаменов ещё часа на два можно застрять: пока всё отсканируешь, пока технического специалиста дождёшься, пока очередь высидишь на сдачу работ. Доплата за такое развлечение смешная. А в некоторых регионах её и вовсе нет. 

Фото: Тихонова Пелагия / Агентство «Москва»
Фото: Тихонова Пелагия / Агентство «Москва»

В общем, массовых пересдач хорошо было бы избежать. И не только из-за возрастания организационной нагрузки. Нужно и воспитательный момент оставить. А для этого необходимо сохранять высокими ставки. На этот случай предложили условие полного обнуления результатов первой попытки. То есть ты не просто два раза сдаёшь один экзамен, а потом выбираешь тот, за который набрал больше баллов. Такое всё-таки расхолаживает. А вот когда действительным остаётся только результат последней попытки, тогда и правда сто раз подумаешь, стоит ли испытывать судьбу, если уже заработал, допустим, 80 баллов.          

Было ещё предложение оставить второй шанс только тем, кто не преодолел на ЕГЭ порог, при котором вообще возможна подача документов в вуз. Но от таких ограничений отказались. Проходные баллы, которые дают право участвовать в вузовском конкурсе, и так безбожно низкие, а вот баллы, необходимые для поступления, обычно выше в 1,5–2 раза. Если бы пересдачи сделали возможными только по критерию непрохождения минимального порога, то это был бы просто подарок двоечникам, причём подарок довольно бессмысленный. Отвоевал бы кто себе лишние пять пунктов и пошёл бы штурмовать вузы не с 40 баллами, а с 45, и что? Какой смысл во всей этой суете? А так вроде и послабление сделали, и сильно от принципов ЕГЭ не отступились. Компромисс вроде как.

Компромисс, конечно, отчасти вынужденный. Это такая попытка приглушить недовольство тех, кто вообще против ЕГЭ. Многие ожидали, что экзамен в существующем формате вовсе будет отменён. Особенно эти ожидания усилились после анонсирования отхода от Болонской системы. И даже многие чиновники заговорили в популистском ключе, что – да, надо бы с этим бусурманским ЕГЭ завязывать, бездуховный он, дескать, какой-то.

Я вот, скрывать не стану, тоже его не люблю. Не люблю за формализм, за мертвечину и тот ужас, который он вселяет в наших детей. Но я понимаю, что отказываться от ЕГЭ сейчас никто не будет: слишком в него много вложено денег, слишком для многих он стал хорошим заработком. Альтернатива потребует не меньших вложений и средств, и времени. А главное – идей альтернативы нет. Так что пусть хотя бы компромиссы будут. Когда есть варианты, уже хотя бы не так страшно.       

 

 

Читайте также