Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – таково полное название этого двунадесятого богородичного праздника (термин «двунадесятый» означает, что это один из 12 важнейших после Пасхи праздников в христианстве, посвящённых событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы).
В этот день православные христиане вспоминают, как родители Пресвятой Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна – привели свою трёхлетнюю дочь в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет перед Господом – посвятить дочь служению Ему.
Дело в том, что Иоаким и Анна из Назарета долгое время были бесплодной парой, что в глазах современников было знаком гнева Господа. Ведь каждый еврей питал в душе надежду, что, возможно, от него или от его потомства произойдёт если не сам Мессия, то Его сподвижники. А раз Господь не дал какому-то еврею потомства, то, стало быть, считает его негодным для Своего царства. Из-за этого Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды и упрёки. Дело дошло даже до того, что однажды священник выгнал его из Иерусалимского храма: дескать, не должны здесь молиться люди, проклятые Господом!
Разгневанный Иоаким отправился в горы пасти скот, а убитая горем Анна плакала в саду, умоляя Господа послать её семье детей. И в этот момент ей явился ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Неё будет славен во всём мире род твой».
Такое же видение было и Иоакиму, который тотчас же поспешил домой, где будущие родители Богородицы дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу. И, как было тогда заведено, отдадут ребёнка в храм для служения до совершеннолетия.
Поэтому, когда юной Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна во исполнение своего обещания Богу решили отдать дочь на воспитание в Иерусалимский храм. Протоевангелие Иакова сообщает: «И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господен».
Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки встала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие.
Встретивший девочку первосвященник (в ряде источников сообщается, что юную Марию в храме встречал её дядя Захария, будущий отец Иоанна Предтечи), по внушению ангелов Господних, ввёл девочку в Святая Святых – место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год.
В Иерусалимском храме Мария и находилась до 14 лет – возраста совершеннолетия у древних иудеев. Вместе с другими благочестивыми девами она помогала храмовой обслуге по хозяйству и изучала Священное Писание, а в Протоевангелии Иакова сказано, что она пряла пурпур и багрянец для завесы храма.
Святитель Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», в котором приводится рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?»
По достижении совершеннолетия Мария уже не могла остаться при храме, и для Богородицы священники храма (вероятно, Её родители к тому времени уже скончались от старости) избрали супруга, который обещал с уважением относиться к Её обету девственности. Это и был престарелый Иосиф из колена Давида (причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл).
В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). По другой версии, Дева Мария в то время читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы Она счастлива, если бы Она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда и произошло Благовещение: посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от Неё Спасителя.
* * *
Впервые этот праздник стал отмечаться ещё в VIII веке, но краткое его описание в месяцесловах свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Широкое распространение праздник получил только с IX века, когда были написаны два канона праздничного богослужения: Георгия Никомидийского и Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского.
О том, почему праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы отмечается именно в начале Рождественского поста, есть замечательные слова митрополита Антония Сурожского: «Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему и в Нём — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.
Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить своё сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погружённые в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощённую; и нам дано – молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу, и ближнему нашему – соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, – пройдём же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а, становясь живыми творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная».