Что на самом деле сохраняют «Хранители руин»?

Корреспондент «Стола» в свой отпуск приобщилась к культуре восстановления исторической среды в Калининграде  

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

Прилететь в Калининград за отдыхом и беспечностью, чтобы полюбоваться средневековыми соборами, насладиться дивными береговыми пейзажами, плеском моря, бесконечностью сосен… и попасть на субботник? Легко! Оказаться вдруг среди множества людей, охваченных страстной, кипучей деятельностью по отвоёвыванию исторических памятников у непогоды, мусора и зарослей? Ничего удивительного. Здесь это часть туристической программы. Хочешь увидеть то, что осталось от старых кирх и замков, – присоединяйся к «Хранителям руин». Участие в их волонтёрских акциях ничуть не менее увлекательно, чем поездки на Куршскую косу и посещение легендарных кёнигсбергских фортов.   

В центре Калининграда я запрыгиваю в такси. Водитель безошибочно опознаёт во мне туристку: несмотря на прохладную погоду и раннее утро, в глазах моих бешеный энтузиазм.

– Простите, а зачем вам к кирхе Святой Барбары? Место ведь не экскурсионное.

– Да вы что, ей же семьсот лет! А ещё там сохранилась удивительная фреска. 

– Да, но её состояние… Ни разу на моей памяти никто специально из путешественников туда не ездил.

И я рассказываю таксисту о «Хранителях руин», хотя сама знаю совсем немного. О том, что движению четыре года. О том, что люди облагораживают пространства вокруг старых архитектурных памятников и пытаются уберечь древние руины от дальнейшего разрушения. Водитель кивает. Что-то читал в местных газетах. Говорит: ребята делают большое дело – уж чего-чего, а руин в Калининградской области хватает, а вот ресурс, необходимый для их сохранения, – что государственный, что общественный – всегда в дефиците.

Мы в посёлке Храброво. Подъезжаем на место. Небо здесь пронзают острые обломки стен лютеранской церкви. Когда-то храм был одним из самых крупных и красивых в Самбии. Неф и алтарную часть перекрывали изумительные нервюрные своды, а стены украшали фрески на мотивы библейских сюжетов. Кирха Святой Барбары была шедевром ранней немецкой готики. А теперь он неё остались лишь руины. Впрочем, весьма поэтичные. И, как многое в поэзии, история кирхи довольно грустная. Она уцелела во время интенсивных бомбёжек Кёнигсберга и окрестностей во время Второй мировой войны, но не пережила оставленности человеком. После 1945 года здесь разместился клуб для советских военных. В доме пастора, что напротив церкви, организовали для них же и их семей общежитие. А в 1970 году случился пожар – обвалилась крыша и своды. Восстанавливать здание не стали, просто бросили. Покинутой людьми кирхе нечего было противопоставить грубой природе. Терзаемая ветрами Балтики, открытая дождю и снегу и под напором вплетающихся в древнюю кладку растений она совсем разрушилась. Восстановление едва ли возможно. Но остановить дальнейший распад всё ещё можно: консервация руин и благоустройство участка вокруг способно продлить жизнь храма в культуре.   

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

1 / 5

И для этого в субботний мартовский день здесь собралось немало народу. Мне кажется, не меньше сотни человек. Все охвачены стремлением к деятельности. Координаторы разгружают инвентарь: грабли, пилы, кусторезы, вёдра, мешки. Неподалеку от церкви деловито паркуется трактор. Волонтёры ждут, когда уже можно будет согреться за весёлой работой. Но сначала, как водится, напутственное слово.

Василий Плитин, руководитель движения, напоминает собравшимся, что новая история «Хранителей руин» началась именно здесь, у кирхи Святой Барбары. Именно при посредничестве волонтёров организации благоустройством участка вокруг кирхи занялась сначала Русская православная церковь, на балансе которой находится объект, а потом и партнёр сообщества – предприниматель Александр Чуев. За четыре года сделано немало: провели первичные противоаварийные работы: восстановили участок алтарной стены, каменные поверхности очистили от растительности, на все входы установили красивые решётки, пространство вокруг стали регулярно очищать от мусора и зарослей, а сотрудничающие с движением дизайнеры предложили несколько концепций развития территории как культурно-туристической локации и разработали 3D-макет кирхи с восстановленной крышей и колокольней.

Новый попечитель кирхи, владелец сыроварни «Шаакен Дорф», добавляет, что в планах также подведение электричества, привлечение внимания к объекту правительства Калининградской области и превращение пространства в благоустроенный парк. Александр говорит с неподдельным воодушевлением. Значит, для него это не просто имиджевый проект.

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

1 / 4

– Я же мимо этой кирхи каждый день езжу на работу и обратно, – улыбается он. – И, поверьте, невозможно безучастно смотреть, как она просто разрушается. Надо ведь что-то делать. Нужно хотя бы попробовать что-то изменить. Знаете, я стал арендатором кирхи не так давно – год назад, но чувствую: она уже сделалась моей судьбой. Заработала своего рода система знаков. Кирха носит имя Святой Барбары, а мою крёстную зовут Варварой. Вокруг руин растут липы, а я родился в Лиепае. Так что надо работать.

И работа кипит. Волонтёры, рассредоточившись на группы, сгребают мусор, собирают валежник, бойко, пританцовывая под музыку, кидают охапки высохших веток и прошлогодних листьев в костёр. Что для них такие мероприятия: тусовка с близкими по духу людьми, особая философия, физкультура на свежем воздухе?

– А это всё вместе, – отвечает ветеран движения, волонтёр Наталья Короткова. – Это огромная часть жизни. Я с «Хранителями руин» почти с самого основания. Ездила ещё на субботник к Бранденбургскому замку. Там уже навели порядок, и теперь у стен замка проводятся интереснейшие экскурсии. И это невероятно здорово. Ведь эта наша земля (я, например, ещё потомок первых переселенцев), и видеть, как она преображается, возвращается к жизни, – ни с чем не сравнимое удовольствие. А ещё здорово чувствовать себя частью большого сообщества. Здесь много интересных людей, неравнодушной молодёжи: между мной и некоторыми ребятами разница в возрасте 50 лет, общение с ними даёт мне энергию и радость. Я же педагог, мне без молодёжи никак.   

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

1 / 2

Интересных людей и правда много. Да и просто людей. А ведь в первый год существования «Хранители», по словам координатора Светланы Назаровой, объединяли 30–50 человек. Сейчас сообщество – это сотни волонтёров, десятки привлечённых меценатов, гиды, дизайнеры и различные консультанты. А количество интересующихся жизнью движения через соцсети возросло до 30 тысяч подписчиков. 

Кроме того, сегодня организация имеет поддержку от Службы охраны памятников, правительства КО и РПЦ. И это очень важно. Ведь без взаимодействия с официальными структурами мало что можно сделать, а одними субботниками проблему исчезновения памятников не решить. Всё, что сложнее простой уборки территории (например, даже незначительные работы, связанные с консервацией и реставрацией), требует согласований, разрешений, привлечения редких специалистов. К слову, сотрудничество с такими специалистами сделало возможным проведение для волонтёров мастер-классов в формате «Реставрационной школы».

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

Фото: «Хранители руин»

1 / 4

А ещё для развития того большого дела, которое делают «Хранители», конечно же, нужны деньги – одних рабочих рук недостаточно. Частично финансовые вопросы закрывают спонсоры, известные предприниматели Калининграда. В перспективе – расширение производства по изготовлению сувенирной продукции. Ещё что-то удаётся заработать благодаря экскурсиям. А увлекательные познавательные прогулки проводятся не только вокруг благородных развалин, которые оберегают волонтёры, но и просто в интересных локациях Калининграда и области. Проводят их профессиональные экскурсоводы, сотрудничающие с «Хранителями».

– Конечно, туризм – это одно из направлений нашей деятельности, – отмечает Светлана Назарова. – Благотворительные экскурсии по городу – это больше про средство достижения цели. Экскурсии на объектах, которыми мы занимаемся, – собственно, и есть сама цель. Да и как иначе? Для этого ведь в том числе всё и затевалось. Историю области, в том числе почти утраченную, нужно возвращать людям, пространство вокруг старых памятников должно быть не только доступным и безопасным, но и интересным. Потому и субботники наши заканчиваются необычными экскурсиями.

Но как быть с муками выбора? Калининградская область как бывшая немецкая территория сначала сильно пострадала от войны, потом от отсутствия интереса к восстановлению прусского наследия (и, в общем, первых советских переселенцев в их желании сделать тут всё по-своему можно было понять), затем от разрухи 90-х. Руин тут невероятно много, все не облагородишь. Приходится расставлять приоритеты. И каждый раз, раздумывая о потенциальном новом проекте, взвешивать все за и против.

Важен и туристический потенциал объекта, и сложность предполагаемых работ, и степень поддержки сторонних организаций. Перспективной концептуальной схемой оказалось объединение разных локаций в один маршрут. Один из первых проектов в таком формате – «Готическое кольцо», открывающееся кирхой Борхерсдорфа в Зеленополье и включающее более тридцати кирх и пять замков XIV–XIX веков в разном состоянии, расположенных в восьми городах Калининградской области. А вообще всю область «Хранители» разбили на девять колец – пространство для работы огромное.

И, судя по всему, стратегия движения работает. Пока оно только растёт. И программа мероприятий постоянно расширяется. К «Хранителям руин» проявляют интерес волонтёрские объединения из других регионов – хотят обмена опытом. Но главное, конечно, не в цифрах и трендах, а в изменении сознания людей. Главное – философия. А она в том, что на сохранение культурного наследия может повлиять каждый человек и ценен абсолютно любой вклад. И людям нравится эта идея. Они готовы отстаивать её делом. Они понимают, что оберегают они не только руины, а сохраняют лучшее в человеке.  

 

Читайте также