Как снижают зарплаты в московских школах

Свыше 100 тысяч рублей должен в среднем получать учитель в столице, утверждают в департаменте образования Москвы: в 2019 году зарплата продолжила расти. Наши собеседницы из разных школ говорят обратное: труд учителя за последние годы подешевел

Борис Кустодиев

Борис Кустодиев "Земская школа на Московской Руси" Источник: Wikimedia Commons

Мы допускаем, что описанная ниже ситуация характерна не для всех московских школ, но так совпало, что сразу двое из опрошенных нами учителей рассказали о малопонятных и несправедливых, на их взгляд, урезаниях ежемесячных выплат. Их настоящие имена, а также расположение школ, где они работают, наши собеседницы просили не указывать.

Приведённые ими цифры показывают, что за последние годы зарплаты в их школах не только не увеличились, но даже уменьшились. Сохранять прежний уровень дохода получается только при серьёзном увеличении нагрузки.

Татьяна

В прошлом году, когда у меня была ставка 24 часа и не было классного руководства, я получала 50 тысяч плюс доплату 8,7 тыс. руб. за МЭШ («Московская электронная школа», учителю доплачивают, если он включен в работу с электронной средой). Минимальная зарплата учителя в Москве сейчас, кажется, 69 тысяч минус налог, и она не должна включать в себя МЭШ, это идет сверх неё. Но у нас МЭШ включался в минималку, мы получали 69 тыс. (до вычета налога) и как будто МЭШем не пользовались.

Таким образом, в прошлом году без платных групп у меня выходило около 60 тысяч. В этом году у меня нагрузка увеличилась колоссально: теперь она у меня 32 часа плюс появилось классное руководство. Классное руководство не может быть меньше 20 тыс., за него половину (10 тыс.) должен доплачивать город. Количество часов увеличилось на треть: если за 24 часа я получала 40 тысяч, то теперь у меня должно было получиться тысяч 56 плюс 20 за классное руководство. Вот так, по моим расчётам, должна была шагать зарплата. Плюс за год работы у меня должны были появиться 1,5 тыс. стимулирующих. В общем, зарплата у меня должна была подняться тысяч на 35, а поднялась тысяч на 20. И не только у меня зарплата понизилась. Мы предположили, что нам стали меньше платить за часы. Теперь они печатают стандартные контракты на 75 тыс., куда включено в числе прочего классное руководство. Знакомая учительница из другой школы, когда я описала ей свою нагрузку, сказала, что я не могу со всем этим получать меньше 100 тыс. А если хорошая школа (как у неё), за это получают и 120 тыс. Я же с учётом появившихся ещё платных групп (плюс 10 тыс.) получаю 80 тыс.

Но это ещё не всё. В прошлом месяце я не досчиталась выплат за платные «допы»: их выплату приостановили якобы в связи со сложным финансовым положением школы. Вдобавок убрали выплаты стимулирующих надбавок (у меня за год работы она была 1,5 тыс. минус налог). Почему сняли – никто не объяснил. Стимулирующие сняли со всех в школе. Ещё сняли надбавки с тех, кто ездил с детьми на олимпиаду «Парки.  Музеи. Усадьбы»: если ты побеждаешь в ней, то на следующий год получаешь стимулирующие 3 тыс. рублей в месяц. У нас было несколько победителей, за них учителя в сентябре получили своих 3 тыс. стимулирующих, а потом их сняли – без объяснений. Понимаю, если бы директор нас собрал и сказал, что школа переживает трудные времена: «Денег нет, но вы держитесь». Но нам ничего не объяснили.

Фото: pixabay

Платные группы я беру по собственному желанию, потому что они хорошо оплачиваются, но мне самой приходится «выбивать» деньги у учеников, раздавать платёжки. За них мне платят 60 % минус налог. У меня в группе 10 человек, все они платят по 2–3 тысячи (меньше сдают льготники). С группы я могу получить 10 тыс. за месяц, если они всё вовремя заплатят.

У нас работает девочка, 22 года. Ей как молодому специалисту к минимальной зарплате (69 тысяч минус налог) положена доплата тысяч 10–15, причём её платит город, а не школа. Но никаких доплат ей почему-то не назначили. И даже минимальная зарплата в её случае не соблюдается. Когда её принимали, то сказали, что ставки 20 с чем-то часов для 69 тыс. маловато, поэтому ей дали дополнительные полставки педагога-организатора, кажется. С ней вместе получались эти 69 тыс. А потом вдруг без объяснения причин её вызывают и говорят подписать бумагу, что с неё снимают эти полставки. И осталась она, молодой специалист, на 40 тысячах.

Евгения

Нагрузка у меня сейчас снизилась. В прошлом году нагрузка у меня была 31 час плюс два бюджетных «допа» (за 4 тыс. в месяц). В этом году «допы» у меня сняли и нагрузку снизили до 27 часов, но зарплата снизилась значительнее, чем на эти часы, переведённые в рубли, – тысяч на 12. Вместо снятых часов у меня появилась новая группа – 3 часа в неделю, за которую я получаю около 4,5 тыс. То есть эти 3 часа оплачиваются значительно дешевле, чем те, что сняли.

Объясняется это тем, что во многих школах оплата сейчас идёт за «человеко-час», то есть учителю платят не за проведённый урок, а за количество человек. Если в группе у него 16 человек, он получает в два раза больше, чем если в группе 8 человек. Это создает нездоровую атмосферу в школе: учителя начинают бороться за количество учеников, переманивая их к себе всеми возможными способами. Новую группу мне дали маленькую, теперь у меня две маленькие группы (в прошлом году была одна). Распределение групп между учителями зависит от массы не очень прозрачных параметров, решение принимает директор.

Три года назад зарплата у меня была такая же или даже немного больше, чем сейчас. Почему? Сейчас нет никаких выплат за категорию. Формально они исчезли лет 8 назад, но наш прошлый директор пыталась их восполнить по другим статьям – через премиальные и ещё что-то. Три года назад пришла новая директор и сразу эту часть убрала – около 20 тыс. Сейчас тоже есть премия, но она значительно меньше.

Из-за роста безработицы люди боятся отстаивать свои права. Нам было сказано: что-то не нравится – пишите заявление. И впечатление такое, что дальше будет только хуже. Учителя сейчас могут уволить за то, что его не было 5 минут на перемене на дежурстве, везде стоят камеры. Ещё нельзя иметь чайники и пить чай... Так же запросто увольняют директоров: никто из них сейчас не уверен, что завтра будет работать.

* * *

За комментарием к этим двум историям мы обратились в департамент образования Москвы. В частности, мы спросили, на что имеет право учитель в ситуации необоснованного снятия надбавок (например, за победу в олимпиаде «Парки. Музеи. Усадьбы»). Также попросили уточнить, снятие/невыплата каких набавок не является поводом для жалобы и как проверить законность действий руководства школы, не разглашая имён тех, кто пожаловался. Департамент прислал нам такой ответ:

«Средняя зарплата учителей в Москве за 9 месяцев 2019 года выросла до 117 тысяч рублей (это в 2 раза выше, чем в Петербурге и в Московской области, и в 3 раза выше средней по ЦФО).

Кроме того, также существуют такие выплаты:

- городская надбавка за активное участие в развитии «Московской электронной школы» (10 тыс. рублей в месяц);

- городское вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (12,5 тыс. рублей в месяц при наполняемости класса 25 человек).

Зарплата московского учителя, работающего на полную ставку, не может быть ниже 75 тысяч рублей.

Фото: pxhere

Обращаем также внимание, что за разъяснением о порядке и условиях начисления заработной платы педагоги могут обратиться в администрацию образовательной организации. Если не удаётся достичь консенсуса, то обращение можно направить в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) и суд».

В пресс-службе департамента нам предложили назвать номера школ, где работают учителя, поделившиеся с редакцией своими историями. Также справедливо заметили, что объективности ради нужно представлять позицию обеих сторон: не только учителей, пожаловавшихся на снижение оплаты их труда, но и директора. Наверное, нужно, но тогда это будет последний материал, где люди доверили нам свои проблемы. Покуда директор имеет возможность наказать жалобщиков, такая «объективность» с нашей стороны будет предательством по отношению к нашим информаторам.

За рамками официального комментария в департаменте нам подтвердили, что директора действительно обладают сейчас определённой автономией в распоряжении школьным бюджетом. А любой учитель вам скажет, что формальный повод уменьшить ему надбавки, нагрузку или даже уволить всегда найдётся.

Заявления о согласии с сокращением зарплаты

В школе, где работает Татьяна, уже после её интервью «Столу» события развивались следующим образом. Директор собрала всех учителей и всем раздала типовые заявления о согласии с сокращением зарплаты — отменой надбавок, стимулирующих. В общем, сократить зарплаты по просьбам трудящихся. Рядом положила стопку типовых заявлений об увольнении и предлагала выбирать: или соглашаетесь на снятие всевозможных надбавок, или увольняетесь. Объяснила, что школа – банкрот и, если зарплаты не сократят, то будет запущена стандартная процедура банкротства, при которой оплата труда – это последняя, четвёртая, очередь выплат. То есть деньги педагоги получат не раньше, чем будут оплачены все коммунальные платежи и погашены задолженности школы перед городом. Эта «пугалка» мало похожа на правду, но проверять никто не стал. Некоторые уже заявили об уходе и дорабатывают последние недели, некоторые не заявляли, но тоже подыскивают себе место. Школа тоже ищет им замену – тех, кого устроит урезанная зарплата. Такие, безусловно, найдутся. Как правило, это учителя с меньшим опытом и квалификацией.

Всё это до боли что-то напоминает. Кажется, ситуацию в здравоохранении. Государственным поликлиникам и больницам тоже ведь предоставили похожую «автономию»: разрешили ввести платные услуги. В результате записаться к специалисту (не терапевту) и получить качественную медпомощь стало возможно только за деньги: с вас их теперь берут на совершенно законных основаниях.

Мы продолжим следить за судьбой наших собеседниц и их коллег, не раскрывая их имён и номеров школ, до тех пор, пока они нам сами этого не разрешат.

Действительно ли школы теперь работают и банкротятся как частные компании? Может ли обычный учитель отстоять своё право получать именно столько, сколько он «получает» по версии московских чиновников? Это мы обязательно выясним в ближайшее время.

Читайте также