Хрущёв и Крым. «Кто бы мог представить, что всё так получится»

26 апреля 1954 года Верховный Совет СССР утвердил указ о передаче Крымской области в состав УССР

Никита Хрущёв. Фото: В. Лебедев / РИА Новости

Никита Хрущёв. Фото: В. Лебедев / РИА Новости

Решение, которое продвигал лично Никита Хрущёв, не вызвало сопротивления внутри партии. Против был только первый секретарь Крымского обкома Павел Титов. Но его Хрущёв мгновенно «списал», переведя на второсортную должность. На бумаге «подарок» выглядел логично: общая граница, тесные связи. И полуостров оказался в составе УССР. Передачу провели быстро, без каких-либо бюрократических издержек. Тогда, в 1954 году, никто не мог себе представить, к каким последствиям это приведёт.

Крым после войны

В Великую Отечественную войну Крыму досталось очень сильно. С полуостровом произошла настоящая катастрофа, которая парализовала его жизнь. Крым был оккупирован фашистами, и после его освобождения более половины всего жилого фонда полуострова было уничтожено. Тот же Севастополь практически лежал в руинах. К этому добавились колоссальные людские потери: погибшие, сбежавшие и насильственно выселенные (крымские татары, армяне, болгары и греки были обвинены в массовом сотрудничестве с фашистами). И после войны полуостров представлял собой разорённую во всех смыслах территорию, где проживало около 500 тысяч человек, хотя до войны там было свыше 1,2 миллиона.  

Соответственно, нужно было всё восстанавливать, опираясь на сельское хозяйство – главную специализацию области.

Следующие два года после Победы лишь усугубили и без того тяжёлое положение – была засуха, голод. Несмотря на многочисленные трудности, советская власть не обделила Крым вниманием. Почти сразу же полуостров начали заселять жителями других областей. И хотя Крым являлся частью РСФСР, туда отправляли не только русских из Курской и Воронежской областей, но и этнических украинцев. Параллельно шло восстановление инфраструктуры. Поскольку у полуострова с УССР была общая граница, это повлекло за собой и крепкую связь, в первую очередь экономическую. И когда началось «оживление» полуострова, именно с территории УССР туда отправлялись строительные материалы и техника, электроэнергия и другие всевозможные коммуникации.

Для послевоенного СССР полуостров стал настоящей головной болью. Восстанавливать хозяйство было тяжело, не хватало ресурсов. Но главное – необходимо было срочно решить едва ли не самую важную проблему – отсутствие воды.

Эта проблема была всегда. И первые попытки её решения происходили ещё во времена Российской империи. Тогда пытались наладить водоканал из Днепра, чтобы обеспечить ресурсом хотя бы северную часть полуострова. Но потом грянула Первая мировая война, революция, война гражданская… К середине 1940-х годов ситуация с водой оставалась критической. И только после Победы было всё-таки принято решение о строительстве Северо-Крымского канала. Этот проект включал в себя Каховское водохранилище, Каховскую гидроэлектростанцию, десятки водокомпрессорных станций, а также более четырёхсот километров самого водоканала и несколько тысяч километров разветвлённых рукавов. Грандиозная, сложная и дорогая стройка. Но именно этот проект должен был решить насущную проблему.

Великая стройка и внезапные проблемы

В сентябре 1951 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О строительстве Каховской ГЭС на реке Днепр, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма». Следом появился вопрос: кто будет отвечать? В СССР существовало два типа министерств: общесоюзные и республиканские. Но какие-то масштабные всесоюзные проекты соответствующего значения брали под своё крыло министерства тех республик, где и должна была проходить стройка. Вот с этим и возникли проблемы. Часть строительства водоканала проходила на территории УССР, часть – на территории РСФСР. Получалось, что сначала одни отвечали за проект, а потом, доведя его до границы, передавали другим.

Плотина Каховской ГЭС на реке Днепр. Фото: Липунов Дмитрий / Wikipedia
Плотина Каховской ГЭС на реке Днепр. Фото: Липунов Дмитрий / Wikipedia

Такое распределение не нашло отклика среди ответственных за строительство. Начались поиски альтернативного варианта. Министры пришли к выводу, что управлять гигантской стройкой нужно из единого центра, чтобы потом не было взаимных претензий, недовольства и перекладывания ответственности. Поскольку значительная часть работ должна была проходить не территории УССР, то и отвечать за весь проект нужно местным чиновникам. Но возникали юридические, организационные и хозяйственные нестыковки. Их как-то нужно было оформить. Тут и сыграл главную роль Никита Сергеевич Хрущёв. В его голове родилось простое, но максимально эффективное решение: включить Крымскую область в состав УССР. 

По тем времена это, по сути, было обычным делом. Например, Узбекская ССР получила южную часть Казахской ССР, поскольку там произрастал хлопок. А Карело-Финская ССР влилась в состав РСФСР. Вот и здесь решили проблему привычным методом. Причём за передачу ратовал не только сам Хрущёв, но и почти весь костяк администрации: Ворошилов, Маленков, Молотов. 

Передача Крымской области

Есть, правда, версия, что Молотов был против инициативы. Он считал, что Крым и Севастополь как главная база военного флота в Чёрном море должны официально оставаться частью России. Однако Хрущёв не стал его слушать. Генсек считал, что нет никакой разницы в том, кому принадлежит полуостров. Советский Союз един, неделим и вечен. А значит, границы республик – сущая формальность. К тому же Никита Сергеевич прекрасно знал УССР, поскольку на протяжении нескольких лет там возглавлял и Совет народных комиссаров, и Совет министров. Знал он и о проблемах полуострова. А осенью 1953 года Хрущёв побывал в Крыму, оценил обстановку. Затем посетил Киев, после чего вопрос о передаче Крымской области отправился на обсуждение в Президиум ЦК КПСС.

А вот кто точно был против передачи, так это первый секретарь Крымского обкома Павел Титов. И он не скрывал своей позиции, пытаясь доказать Хрущёву ошибочность его решения. Они встречались как раз осенью 1953 года, когда Никита Сергеевич приезжал с полуофициальным визитом в область. И разговора не получилось. Зато Хрущёв поставил «галочку», что Титова нужно убрать. Найти ему замену было несложно, поскольку второй секретарь обкома Полянский идею передачи полуострова всячески поддерживал. В итоге Титова перевели в Москву на формальную должность, а его место занял лояльный Полянский.

19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Там было сказано: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: Утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики». А 26 числа того же месяца Верховный Совет СССР утвердил указ, после чего были внесены изменения в Конституцию СССР.

Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Фото: общественное достояние
Указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Фото: общественное достояние

Естественно, никаких референдумов и прочего не было. Жителей полуострова просто поставили в известность. Впрочем, для них ничего тогда и не поменялось. А факт передачи полуострова просто «прицепили» к красивой дате – 300-летию Переяславской Рады. Вскоре появилась версия, что Крым и отдали УССР в честь этого события, чтобы закрепить дружбу Украины и России. Но в самом постановлении об этом ничего не сказано. Если бы передачу официально решили оформить как «подарок», то в документе появилась бы соответствующая запись: «В канун юбилея» или что-то похожее. Однако ничего этого нет.

Это, скажем так, первая версия, объясняющая причину передачи полуострова. Если брать в расчёт решение организационно-управленческих проблем, то можно выделить ещё три.

Итак, Хрущёв, отдав полуостров, решил таким образом загладить свою вину перед УССР за то время, что он там находился. Дело в том, что Никите Сергеевичу неоднократно напоминали участие в репрессиях. И ему нужно было как-то очистить репутацию.

Вторая версия заключается в том, что у Хрущёва в то время не было достаточно сил и политического веса. Его положение было крайне шатким. Ему срочно требовались влиятельные союзники. И он увидел их в чиновничьем аппарате УССР. Он передал область, а взамен получил лояльность.

Третья версия – самая маловероятная, появившаяся уже после распада Советского Союза. Поговаривали, что Хрущёв отдал полуостров из-за жены-украинки. Мол, это был такой подарок. Правда, тогда же появился слух, что генсек согласился на передачу, находясь в алкогольном опьянении. И всё это было специально подстроено некими лицами. Эти версии не имеют под собой никакой доказательной базы, поэтому их можно объединить в одну. В конце концов, под влиянием спиртного Хрущёв мог совместить и «догадаться» до такого подарка супруге.

Юридические ошибки

Поспешность, с какой полуостров был определён в состав УССР, породила и юридические ошибки. Проще говоря, процедура передачи Крыма являлась незаконной. Дело в том, что тогда высшим органом государственной власти в каждой республике был Верховный Совет. Именно он должен был принимать решение о передаче территорий от одной республике к другой. Верховный Совет, а не Президиум Совета, как это было в ситуации с Крымом. Соответственно, произошло нарушение Конституции СССР. 

Параллельно были нарушены и права города Севастополя. Ещё 29 октября 1948 года вышел Указ Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр». Тот документ чётко определял, что главная военно-морская база Черноморского флота относилась к категории городов республиканского подчинения с собственным бюджетом. Были перечислены и причины такого решения. Самая главная из них – ускоренное восстановление Севастополя, который сильно пострадал за годы войны. Причём всё это было зафиксировано в отдельном постановлении. А город получал деньги от различных учреждений РСФСР, в том числе от Минфина.

Но в 1954 году про Севастополь не было сказано ни единого слова. Его просто отдали УССР вместе с полуостровом, словно о городе, официально выведенном из состава Крымской области, забыли.

***

Наверное, Никита Хрущёв является самым провальным главой Советского государства (если, конечно, не брать в расчёт Горбачёва и двух предшествующих ему участников «гонок на лафетах»). Народу он запомнился лишь своими экстравагантными и весьма странными поступками. То ботинком стучал по трибуне, то обещал «Кузькину мать» показать, то кукурузу превращал в «царицу полей». Аукнулось спустя годы и решение по Крыму. Какими бы реальными причинам он ни руководствовался тогда, дальновидности генсеку явно не хватило. Вспоминается строчка из старой песни: «Кто бы мог представить, кто бы мог подумать, что всё так получится…». А последствия простого и «эффективного» решения задачи пришлось разгребать следующим поколениям. 

Читайте также