Ещё год назад Анталия напоминала анекдот столетней давности, рассказанный Владимиром Набоковым, – про то, как немец повесился в Берлине от тоски по родине.
На набережной Коньяалты, в самом респектабельном районе города, местные жители терялись среди славянского вида молодежи с собачками (такого количества русских мужчин и разнообразия собачьих пород тут никогда до этого не видели).
В этой части Анталии всегда было много экспатов, преимущественно из РФ. В честь этого имеется парк дружбы Матрешка (в народе, естественно, превратившийся в Мартышку), украшенный без затей – стоящими по росту деревянными куклами. До 2022 года русская диаспора в Анталии состояла в основном из пенсионеров или женщин с детьми, которые использовали недорогое жилье у моря как дачу. После объявления мобилизации приехали молодые мужчины – с семьями или без. А в этом году число анатолийских русских значительно поубавилось.
Старожилы уехали потому, что их доходов стало не хватать – жизнь в Турции очень подорожала за год, курс лира-рубль почти не изменился, а цены выросли в разы. Конечно, инфляция ударила и по местным жителям, но не так сильно, как по тем, кто проживал здесь доходы из России – нынче турецкая пенсия в два раза выше российской, как и минимальная зарплата. Да ещё с каждым днем усложняются способы перевода денег с родины. А вот «новые русские» Анталии могли бы с новыми ценами справиться, тем более, что приехали они сюда не по своей воле и не отдыхать. Но им перестали продлевать вид на жительство.
Когда я рассказываю турецким друзьям про две русские беды, они с пониманием кивают: вот-вот, прям как у нас. На самом деле, это не совсем так – дороги в Турции отличные, но с дураками они правы, у нас действительно много общего. Усилия, положенные на борьбу с иноземцами в Анталии – яркий тому пример.
31 марта в Турции прошли муниципальные выборы, которые считаются здесь не менее важными, чем парламентские или президентские, а для простых граждан даже более судьбоносными. Впервые за много лет во всех крупных городах победила оппозиция. И, как бы это ни было нам неприятно осознавать, победила во-многом благодаря антимигрантской риторике.
Разумеется, большинство турок под мигрантами не имеют в виду русских: в стране больше трёх миллионов беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, которым власти щедро раздают не только гуманитарную помощь, но гражданство. С другой стороны – арабские нувориши, которые за копейки (для них) скупают самые дорогие и исторически ценные куски страны. И тоже массово получают гражданство. Быть открытым ксенофобом в турецком обществе всё ещё считается стыдным, но уже даже самые добросердечные турки не могут скрыть раздражение, когда встречаются на бранче в Кадыкее – самом светском районе Стамбула – с большой арабской семьей с двенадцатью шумными детьми и четырьмя женщинами в парандже. Или растворяются в недавно ещё студенческом тусовочном Ортакее, где нынче все вывески по-арабски, в праздной толпе сирийских юношей. Отнюдь не студенческого виду.
Но в Анталии шейхи не селятся – не тот для них размах, а сирийских беженцев в провинцию не пускают: поэтому за всех пришлось отдуваться айтишникам из России. Тем более, что столь резкий скачок цен на недвижимость действительно произошёл не в последнюю очередь из-за наших, уехавших в панике и готовых платить московскую цену за жилье (которое раньше стоило в десять раз меньше).
Ещё недавно ведомство, которое занимается делами иностранцев, в том числе выдает ВНЖ, с гордостью показывало ролки, где гостеприимные турки помогают гостю. Теперь вместо этого – отчеты о задержании и выдворении нелегальных мигрантов. В прошлые 15 лет мне никогда не приходило в голову носить с собой документы – даже если в междугородний автобус, например, заходил жандарм с проверкой документов, видя мой иностранный паспорт, проходил мимо. И вдруг стало ровно наоборот.
Официально для получения новых ВНЖ были закрыты несколько районов города, тех, где прописано больше всего иностранцев (то есть больше 20 процентов населения, оцените масштаб). Но фактически так называемый «туристический» вид на жительства, для получения которого достаточно было показать договор аренды, перестали, считай, выдавать вовсе.
Уже в начале года появились цифры: иностранное население в Анталии сократилось почти в половину. Сначала по турецким соцсетям понеслось ликование: и слава Аллаху, пусть все уезжают, а то в своей стране мы сами стали чужими и вообще Анталия не резиновая. Потом появились цифры о том, что продажа жилья иностранцам снизилась до исторического минимума. Сначала тоже обрадовались, но потом поняли, что стоимость недвижимости при этом не упала, а строительная отрасль, которая долгие годы кормила регион, как раз пришла в упадок.
Этой весной пляжи и кафе на набережной выглядели непривычно пусто – местные открывают купальный сезон в июне, после окончания школьных занятий, в апреле и мае отдыхали экспаты, но не в этот раз. Ликование заметно поутихло. Занервничали и власти: на высшем уровне было принято решение выдавать побольше ВНЖ, особенно тем, кто покажет хороший счет в турецких банках. Но выяснилось, что во время борьбы с лишними иностранцами, турецкие банки перестали открывать им счета. Тогда соответствующему министерству поручили придумать что-то, чтобы исправить эту ошибку.
Что и говорить: турки – люди работящие и деловые, в борьбе между телевизором и холодильником тут рано или поздно победит последний. Ну и действительно, большей части, турки – народ добродушный и гостеприимный. Так что прошлые обиды решено напрочь забыть. Вряд ли это быстро вернет уехавших – жизнь в Анталии многим нынче не по карману. Но ведь Анталия – это не только врероссийская дача, но и здравница. Посмотрим, как город-курорт встретит в новом сезоне наших туристов.
Эксперты говорят, что Турция по-прежнему является самым популярным туристическим направлением у россиян. По данным генерального директора системы поиска туров и отелей Tourvisor Ильи Юртаева, «сейчас на Турцию приходится 33% от всех продаж туров, и чем ближе к лету, тем эта доля будет расти».
Компания «Слетать.ру» предоставила свои данные по ТОП-10 выбираемых направлений для путешествий летом 2024 года: Турция занимает второе место (16%), на третьем месте с большим отрывом Абхазия (5.5%). А подавляющее большинство россиян собираются отдыхать на родине (73%).
По данным компании, этим летом среднестатистическая стоимость поездки в Турцию на 7-9 ночей составляет 147 тысяч рублей – как видно, это уже совсем не бюджетный отдых. И это «пакетные» туры, которые всегда обходились гораздо дешевле, чем самостоятельный туризм. Те, кто предпочитает смотреть на эту замечательную страну не из ограды отеля «все включено», вынуждены будут признать, что даже Европа нынче обходится дешевле, если есть визы.
Так что мой личный прогноз на этот сезон не очень благоприятный. Но за те почти 15 лет, пока я живу на две страны, столько раз все изменилось, причём самым внезапным и неожиданным образом, что с уверенностью можно сказать только одно: когда речь идёт о Турции и России, никаких прогнозов лучше не строить. Всё равно не сбудутся.