«Непослушники». Как беспризорники сердечко бандита растопили

С 6 июня в российский кинопрокат ворвались «Непослушники» – третья комедия Владимира Котта о перевоспитании грешника в монастыре и семейных ценностях. Сценаристы – Михаил Зубко, Владимир Котт 

Кадр из фильма «Непослушники». Фото: Глобал Фильм Дистрибьюшн

Кадр из фильма «Непослушники». Фото: Глобал Фильм Дистрибьюшн

Действие разворачивается спустя несколько лет после событий прошлой картины. И прежде чем говорить о сюжете нового фильма, стоит напомнить, что же было в первых двух православно-душеспасительных лентах, напоминающих сюжет «Холопа». Фильм «Непослушники» предназначен для семейного просмотра 12+.

Всё началось с того, как бывший видеоблогер-пранкер Димонстр (Виктор Хориняк) дошутился до обвинения по статье об оскорблении чувств верующих и затихарился в монастыре. Там он встретил мудрого наставника в лице отца Анатолия (Юрий Кузнецов), обрёл веру и жену. Хулиган стал примерным мужем, христианином и поборником традиционных ценностей, при этом он молодой и прогрессивный. В «Непослушнике-2» Димонстру пришлось выручать отца Анатолия, утратившего и веру, и память, для чего понадобилось разобраться с прошлым батюшки и слетать в виртуальный космос. В сиквел прокрался видный криминальный авторитет Саша Чёрный (Гоша Куценко) – параллели с героем «Бригады» очевидны. Чёрный станет монахом, сменив шконку на келью. Путь бывшего авторитета к Богу был тернист, но отвечал посылу режиссёра: для спасения души все средства хороши. Главное – успеть покаяться.

Триквел ожидаемо было бы назвать «Непослушник-3», однако фильм именуется «Непослушники». Дело в том, что пёструю компанию воров и монахов разбавили новые лица – четверо сирот, которых отправили в монастырь отца Анатолия для перевоспитания. Сегодня вместо Антона Макаренко – опытный старец как педагог широкого профиля. Беспризорные дети (две девочки, два мальчика) под руководством старшей сестры Даши (Екатерина Новокрещенова) воруют и бесчинствуют. Перспектива детдома их пугает, потому что разлучаться они не хотят. Дарья, или, как говорят о ней братья и сёстры, «борзая», заменяет младшим маму. Её сестра Ирочка на руку не чиста, болтает много и только правду. Вадик устал от скитаний и мечтает о «нормальном детдоме», а малыш Костик молча ковыряет в носу.

Бывший Димонстр – теперь успешный менеджер по продаже автомобилей, воспитывает пятилетнего сына, тоже Диму (Мирон Вальц). Отношения с ребёнком складываются не очень. Мальчик не называет отца папой, потому что не доверяет: он замечает, что родитель привирает, и переживает, что отцу на него плевать. Пока Дмитрий соображает, как быть с сыном, тот мечтает о встрече с Димонстром, которого считает супергероем вроде Бэтмэна. Такой и палатку поставит, и врагов проучит, и костюм у него блестящий – в общем, отличный экземпляр, не в пример невнятному папе. Родитель, видя такое дело, направился с ребёнком в Шуйский монастырь к отцу Анатолию – совершать духовные пранки: у того подшефные сироты сбежали вместе с Чёрным. Одна надежда – на чудо и Димонстра. И он его совершит.

Кадр из фильма «Непослушники». Фото: Глобал Фильм Дистрибьюшн
Кадр из фильма «Непослушники». Фото: Глобал Фильм Дистрибьюшн

Но сначала зрителей ждет изнурительное роуд-муви в исполнении бывшего зэка и четырёх шпанят на подпевках. Сбежал Чёрный, убоявшись лютой расправы от таинственного патлатого Сильвера, который бросил ему чёрную метку и пытается взыскать какой-то долг. Назойливый мужик, похожий на пирата и старого рокера одновременно, преследует очумевшего от страха Чёрного с детьми. Вообще пиратская тема весьма вяло гасит воровской пафос фильма, намекая, что это всё игра, понарошку и как бы смешно, как треуголка, которую напяливает Даша на концерте самодеятельности в Доме культуры… Кстати, исполняют дети не абы что, а «блатной гимн» – «Владимирский централ» к всеобщему одобрению провинциальной публики. Режиссёру очень нравится давить коленом на слёзные железы, чему он периодически подвергает своего криминального героя Чёрного, помня: и воры любить умеют. А уж сентиментальность для человека с помятым прошлым – вторая натура. А всё потому, что «дядя Чёрный», как называют горе-монаха дети, ранен детскими травмами: он сирота, оступился, ошибся, и папы у него не было. Это потом он стал криминальным авторитетом и, как обозначила грамотная Даша, «весь юг держал». Ну а кто без греха? Да с такими-то травмами?

Вчерашний божий человек и его сопливая компания слоняются по неласковым северным городам нашей страны (Мурманск, Териберка), надеясь покинуть её пределы. Пока Гоша Куценко режет свою окладистую бороду, ворует коней, тонет в реке, дерётся с уважаемыми людьми в бане, которые так некстати решили голому человеку что-то предъявить, дети к нему присматриваются и начинают привыкать, хотя, как догадывается Даша, он прихватил их в бега не без умысла прикрыться – с детьми «не тронут». Сироты умело тащат с полок в сельпо пропитание, а «дядя Саша» шалит на более серьёзные статьи: угоняет машину, лодку, ворует лошадей, вламывается в чужой дом. Он вообще фигура большого калибра: в бане дюжих мужиков вениками раскидал. Его супостаты выбежали на мороз уже в штанах (видимо, в них и мылись), а Гоша не смутил стыдливость детей и зрителей. Он уже не бандит, а новый герой, который и своих защитит, и чужим отпор даст, и живёт по понятиям. И все его знают-узнают, как этуаль на красной дорожке, – и бездомная сирота, и уездный полицейский.

Если в кадре есть монах и вор, оба они – как русские люди – непременно окажутся философами. Вот и «волчара Чёрный», мыкаясь в холоде и голоде с сиротками, исповедуется им: «Вор всегда один. Никто у него ничего не заберёт. Вот семьи у меня нет. Я трус!» Это, получается, самый главный грех авторитета-монаха, об остальных мы деликатно умолчим. Кстати, что такое грех перед исповедью пытаются понять дети. Чёрный объясняет так: «Грех – то, за что всегда стыдно». Дети соображают, стали они «плохими людьми» или ещё нет, что не мешает им бесчинствовать в церкви и стянуть крест у попа. Выражаются они тоже сообразно своему криминальному положению. С воспитанием процесс идёт туго, а отец Анатолий роняет житейскую мудрость: детей воспитывать бесполезно, всё равно они будут похожи на родителей.

В «Непослушниках» нет образов матерей: жена Дмитрия направилась в паломническую поездку, у беспризорного квартета с мамой не сложилось. Потому мужской авангард демонстрирует свои возможности, а это четыре типажа, к которым, по логике режиссёра, может прислониться ребёнок: поп, полицейский, бандит и блогер-пранкер, то есть шут, который оказывается новым Макаренко.

Немытые скитальцы попахивают, но борода Гоши Куценко чёткая, как из барбер-шопа, а в выпученных красных глазах стоит невыплаканная слеза – это он, присматриваясь к сиротам, себя увидел. И пожалел. Сразу всех. А когда в фильме много несчастных, герои умильно поют песню поросёнка Фунтика про доброту, а бездомный малыш кричит бандиту: «Не бросай нас!», тут уж даже дураку ясно: дело приобретает семейный оборот. И перед растроганным зрителем зреет новая ячейка общества, путь которой лежит, правда, не к Богу, а на передачу к Андрею Малахову, чтобы соборно разрыдаться коллективному чуду. Владимир Котт говорил в интервью, что снял «историю про семью». Судя по фильму, в Год семьи ни один беспризорник не должен остаться без своего Чёрного. Других вариантов нет…

Сироты растопили воровское сердечко вора-монаха, темы не вышло, одна ботва.

 

Читайте также