Галерея «Веллум» совместно с Эйзенштейн-центром представляют масштабный выставочный проект «Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла», приуроченный к 80-летию создания исторической киноэпопеи Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Выставка позволит проследить историю создания одной из самых знаменитых кинолент культового советского режиссера.
В экспозиции будут представлены архивные документы и рисунки, относящиеся к трехлетнему пребыванию Сергея Эйзенштейна в Алма-Ате и работе над всеми сериями Ивана Грозного, – это циклы «Классические мотивы», «Цирк» и «Эротика». Отдельным блоком будут представлены рисунки С. Эйзенштейна, не имеющие отношения к работе над исторической драмой, но выполненные в тот же период. Такое «закулисье» режиссерской работы – уникальный опыт, приоткрывающий завесу к образу мысли гения кино.
Важным дополнением к выставке станут фрагменты кинохроники, эпизоды из третьей части фильма, сцены, не вошедшие в фильм и фотографии со съёмок, а также показ фильма Н. Клеймана «Неизвестный Иван Грозный».
В проекте примут участие солисты Академического большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» – в течение работы выставки запланировано проведение концертов.
Куда пойти: галерея «Веллум»
Адрес: Москва, Гостиный двор, ул. Ильинка, 4
Возрастное ограничение: 18+
* * *
На верхней платформе Дома культуры «ГЭС-2» открылась выставка «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005».
Кураторы сделали то, что до них не делал никто: собрали архивные материалы о начале пути российской моды. Они рассказали, что это было не так-то просто: модельеры больше заботились о самовыражении, чем о документации своей деятельности. И поэтому видео и фото с показов начала 1990-х – редкость.
Это был период, интересный во всех сферах, но в моде особенно: дизайн, искусство, музыка, журналистика, кино были сильно переплетены и неотделимы друг от друга. Показы российских дизайнеров тогда были часто похожи на перформансы, а одежда – на арт-объекты.
Один из наиболее впечатляющих экспонатов – платье из стальных столовых ложек Андрея Шарова.
Впрочем, были и вещи как раз очень успешные коммерчески, как плюшевый розовый спортивный костюм от Маши Цигаль, который считали своим долгом иметь все московские девушки в этот период. Костюм был настолько любим, что кураторам даже не удалось найти в Москве ни одного целого экземпляра для выставки – все сносили до дыр. Пришлось просить дизайнера воссоздать костюм.
Куда пойти: ДК “ГЭС-2”
Адрес: Москва, Болотная наб., 15
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Этим летом залы Дарвиновского музея традиционно наполнятся фантастическими созданиями – воронами и драконами, дельфинами и русалками из фарфора, камня, керамики, бронзы, дерева. Со всей столицы в музей «слетятся» рукотворные герои анималистической выставки «Бестиарий». По сложившейся традиции, на суд зрителей представят свои новые работы маститые и начинающие живописцы, графики, скульпторы из Москвы.
«Бестиарий» – это один из немногих «живых» проектов, сохранивший демократичный дух творческих профсоюзов. Состав авторов никогда заранее не известен: всё решает выставочный комитет накануне открытия, поэтому экспозиция формируется спонтанно и неизменно удивляет. Лучшие произведения часто остаются в фондах Дарвиновского музея. Таким образом, выставка продолжает важную традицию музея, заложенную его основателями Александром Котсом и Надеждой Ладыгиной-Котс – сотрудничества с художниками и пополнения богатейшей музейной коллекции анималистики.
Куда пойти: Государственный Дарвиновский музей
Адрес: Москва, ул. Вавилова, д. 57
Возрастное ограничение: 6+
* * *
«Во дворце бесконечной чистой капли» – персональная выставка современной художницы Ксении Драныш. Название проекта отсылает к цитате из «Тибетской книги мертвых», ставшей особо значимой в творчестве художницы после жизни в Таиланде и изучения буддистской философии. Используя самоанализ и личные дневники, Ксения работает с бессознательным, записывает свои сны и начинает их рисовать. Так, художница исследует темы самоидентификации, трансцендентных видений из медитаций и терапевтических гипнозов. Серия «Во дворце бесконечной чистой капли» стала воплощением этого поиска и путешествия к Абсолюту, к пониманию единства и взаимосвязи всего сущего. Эта выставка приглашает задуматься о дуальности света и тьмы, силе и слабости, о непрерывном танце процветания и упадка.
Куда пойти: Школа Masters
Адрес: Москва, М.Патриарший пер., 5, стр. 1
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Со времен первой выставки группы «Куб» в «Эрарте» в 2021 году пермская группа превратилась в дуэт скульптора Юрия Шикина и графика Егора Субботина. Новый их проект «Тёплый Север» вдохновлен Русским Севером: художники размышляют о нелегком труде «отшельников» – смотрителей маяков, полярников и комендантов биостанций. Подчеркивая, насколько хрупка жизнь в суровых условиях и какая мощная сила духа эту жизнь поддерживает, авторы превращают унылую северную природу в фантастический мир из танцующих зверей, демонических существ и духов стихий, больше напоминающий граффити на улицах мегаполисов.
Куда пойти: галерея «Эрарта»
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В кинопрокат выходит музыкальная комедия Марка Горобца «Тур с Иванушками» – история женщин разных поколений, влюбленных в музыку группы «Иванушки International», своего рода российская адаптация британского киномюзикла «Лучшие дни», составленного из песен группы Take That.
Сюжет прост: четыре подружки-подростка в конце 90-х сбежали из дома, чтобы поехать в тур за «Иванушками International». Однако разругались ещё на перроне и вернулись обратно в свои серые жизни.
Четверть века спустя трое из них соберутся вновь на похоронах четвертой. Напьются, вспомнят молодость, поделятся проблемами.
У Кати (Агата Муцениеце из «Закрытой школы»), инспектора по делам несовершеннолетних, отбилась от рук собственная дочь-подросток. У Аси (Анна Пескова из «Летчика») мерзкий бойфренд – фитнес-тренер с манией контроля. У Инны (Ольга Сухарева из «Идеальной жертвы») просто скучная беспроблемная жизнь.
Подруги напиваются и решают в память о своей молодости отправиться в тур за вечно молодыми «Иванушками».
Дальше их ждут курорты Краснодарского края, неожиданные встречи, выяснения отношений и все классические хиты «Иванушек», призванные выжать ностальгическую слезу из зрителей поколения 40+.
Возрастное ограничение: 16+
* * *
В российский прокат выходит фильм дважды победителя Каннского фестиваля Кена Лоуча «Паб "Старый дуб"» (The Old Oak), снятый как будто бы специально к внеочередным выборам в британский парламент.
Кен Лоуч, прославившийся в 80-е годы прошлого века съ\мками документального кино о бастующих горняках Англии, когда правительство Маргарет Тэтчер полностью разгромило и профсоюзное движение, и политическую оппозицию в лице партии лейбористов, ныне снимает безжалостную картину современной Британии, доведённой безальтернативным правлением консерваторов до полной безнадеги.
Итак, на экране – трущобы депрессивного городка Дарема на северо-востоке Англии, где закрылись шахты, а оставшихся без работы и без смысла жизни мужики тихо спиваются в местном пабе «Старый дуб». И вот, в Дарем завозят пару автобусов сирийских беженцев, которым местные, разумеется, нисколько не рады, полагая, что мигранты отберут у них последние социальные пособия. И единственный человек, который решает заняться интеграцией понаехавших в местный быт, это сам владелец загнивающего бара – бывший коммунист Ти-Джей Баллантайн, который вдруг проникся сочувствием к беженке Яре.
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Также о невеселой британской действительности – но под другим углом – повествует и драмеди Хетти Макдональд «Вторая жизнь Гарольда Фрая».
На сей раз действие происходит в уютном городке Кингсбридж – на юге Англии, где никогда не было никаких шахт, зато много лет работала пивоварня. И вот, вышедший на пенсию пивовар Гарольд Фрай получает письмо от своей бывшей напарницы Куини, которая сообщает ему, что умирает в хосписе от рака.
И Гарольд в порыве неожиданного религиозного чувства дает Богу весьма странный обет – он ради исцеления Квини пройдет пешком более 800 км до её хосписа.
Предупредив жену, чтобы она не искала его, бодрый старик отправился в путь, встречая по пути в благолепных маленьких городках то страдающих от невостребованности мигрантов, то местных жителей, страдающих от непонимания, как можно этим мигрантам помочь.
Постепенно Гарольд – как этакий британский Форрест Гамп – становится локальной знаменитостью. Он попадает на первые полосы желтых газет и в телевизионный эфир. К нему прилепляются крикливые толпы фанатов и ученик – наркозависимый парень Уилф, у Гарольда появляются и рекламодатели, доставляющие ему бесплатную пиццу.
В какой-то момент кажется, что у Гарольда Фрая действительно начинается вторая жизнь. Но нет, это все только иллюзии, порожденные современной медийной средой Запада. Куини умирает от рака, ученик Уилф сторчится от наркоты, фанаты быстро забудут о своём гуру, а за выжившим из ума мужем в хоспис приедет брошенная, но простившая его жена.
Возрастное ограничение: 16+