Православный мир оценивает риски внедрения ИИ в жизнь человека 

Колонка от православного эксперта в области ИИ и современных технологий о том, что несут нам нейросети: процветание или угрозу

Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»

Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»

Вы будете удивлены, но вводная лекция в протестантском Библейском институте посвящена тайм-менеджменту. Нечто подобное звучит и в студенческой аудитории православного вуза, куда ты приходишь читать первую лекцию в начале учебного года. Это не подражание, своё вступительное занятие юным студентам и студенткам я лично начинаю с рассказа о том, как каждое новое знание формирует символическую гору в их голове, подобно китайскому ландшафту на художественных циновках. В зависимости от фундаментальных знаний, приобретённых в стенах института или семинарии, между всеми этими «горами Улиньуаня» натягиваются виртуальные канатные дороги. Последние зовутся нейронными связями. Больше гор – больше вариантов дорог, больше умения ориентироваться и выходить из самых сложных ситуаций как в профессиональной деятельности, так и в быту. Однако 2023 год ознаменовался стремительным ростом интереса общества уже не к человеческой, а к искусственной нейронной сети. Удвоенный интерес и такой же умноженный страх вызывает она и у православных христиан – с нашей предельной осторожностью ко всему новому...

Сама по себе ИИ-ИНС (искусственный интеллект – искусственная нейронная сеть)  основана на повторении алгоритма работы наших с вами биологических нейронных сетей. При обработке сигнала в каждом из миллиардов нейронов входящая информация преобразуется на выходе в комплексный сигнал. 

Подобную многослойную модель нашей с вами биологической нейронной сети создали учёные. С каждым годом они увеличивали количество аналитических слоёв, каждый из которых – очень условно – содержал дополнительный фильтр с блоком информации. Соответственно, и производимый ИНС анализ с каждым уплотнением слоёв становился всё точнее.

ИНС сможет заменить человеческую нейросеть?

В своей максиме стоить признать, что нет, но это не точно… Дело в том, что наука до сих пор открывала лишь то, чем мозг не является. Как писал американский психолог Роберт Эпштейн, «в III веке до Р.Х. люди изобрели гидравлику и предположили, что мозг – это гидравлическое устройство. В XVI–XVII веках с развитием механизмов уже появились фантазии на тему мозга как механизма. Электричество, телеграф, первые вычислительные машины – всё находило место в гипотезах о происхождении мысли». Сейчас настал черёд нейросетей. 

В то же время стоит признать, что ИНС прогрессируют, чем должны вызывать вполне логичное ответное беспокойство человека. Ещё в 2012 году нейросети нельзя было назвать полноценным искусственным интеллектом. К такой точке зрения приходили, основываясь на простейших математических вычислениях: человек имеет около 86 млрд биологических нейронов, в то время как ИНС версии-2012 не более 10 млрд. На начало же 2023 года эксперты уже оценивали архитектуру модели GPT-4 как примерно сопоставимую с количеством нейронных связей человеческого мозга.

Наибольшие страхи вызывают мнения учёных, что рост возможностей ИНС будет двигаться именно экспоненциально, то есть путём постоянного кратного увеличения. Если вам сложно представить это математическое свойство роста, то вспомните известную задачу-легенду, когда врач, вылечивший восточного царя, попросил себе в уплату не золото, а такое количество рисовых зёрен на шахматной доске, сколько вместится по принципу, если класть на каждую следующую клетку доски вдвое больше зёрен, чем на предыдущей, начиная с одного. Неожиданно вышло… 18 с половиной квинтиллионов. Квинтиллион – число с 18 цифрами в хвосте. Это колоссальное число зёрен и… столько их просто не существовало на тот момент на нашей планете! Может, не существует и доныне.

Отсюда пошли и предупреждения Илона Маска, Юваля Ной Харари, Джефри Хинтона и других ведущих инженеров и science-футурологов мира о возрастающей опасности из-за стремительного и бесконтрольного развития нейросетей. Учёные обращались к разработчикам с просьбой приостановить гонку обучения ИИ хотя бы на полгода, чтобы за это время разработать правила их безопасного использования. А в первых числах ноября в британской штаб-квартире, где Алан Тьюринг во время Второй мировой войны разгадывал шифры «Энигмы», прошёл Первый международный саммит по безопасности ИИ.

Почему же она растёт? Мы учим её сами. Наш интернет – это аналог «средней школы» и «университета» для неё. Мы сами дополняли и дополняем базу глобальной сети, таким образом устраивая новые «семинары и лектории» для ИИ. Мы все – её учителя, однако способ и скорость познания, восприимчивость ИИ такая, что каждый профессор был бы неимоверно рад иметь такого прилежного студента.     

Но если она «ящик Пандоры», вполне логичен вопрос… Продолжение следует! 


 

Читайте также