Чудище обло, озорно, огромно...

225 лет назад, 24 июля 1790 года императрица Екатерина II, подарив истории крылатую фразу «бунтовщик хуже Пугачева», отдала под суд своего бывшего пажа, служащего руководителем Петербургской таможни, Александра Николаевича Радищева

Успешный и старательный чиновник пострадал за издание своего романа «Путешествие из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Как образ российской действительности роману предшествовал эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», то есть: чудовище жирное, буйное, огромное, со ста пастями и лающее.

Через полтора месяца суд признал вдовца и отца четверых детей А. Н. Радищева «виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги» и приговорил к смертной казни, которую «высочайшей милостию» заменили десятью годами каторги в Илимском остроге. Опальный писатель был освобожден досрочно через 6 лет по указу императора Павла I.

Почти полностью уничтоженный тираж «Путешествия» в 1836 году хотел переиздать в своем «Современнике» А. С. Пушкин, но цензура не допустила этого. Только в 1858 году книгу Радищева издал другой русский вольнодумец А. И. Герцен в Лондоне. Окончательно запрет на роман был снят только в 1905 году под канонаду первой русской революции.

Читайте также