День традиционных ценностей

Историк, руководитель Центра гендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН Наталья Пушкарёва рассказывает о том, чем были традиции для женщин и как женщины жили в традиционном обществе

Фото: Кирилл Зыков/РИА Новости

Фото: Кирилл Зыков/РИА Новости

С 2008 года 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности – праздник, призванный напомнить о «традиционных ценностях». Другое дело, что, несмотря на популярность этого определения, оно по-прежнему вызывает вопросы. За ответами мы обратились к Наталье Пушкарёвой – доктору исторических наук, руководителю Центра гендерных исследований Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, президенту Российской ассоциации исследователей женской истории. 

На ПМЭФ Уполномоченная по правам ребёнка Мария Львова-Белова призналась, что ей даже «приходилось обращаться к интернету», чтобы понять, что подразумевается под традиционными ценностями. И сказала: «Всем очевидно, что это многопоколенческая семья, многодетность, верность, дружба. Но у каждого есть и свои личные представления». Так что это такое? И в какой момент ценности могут считаться традиционными?

– Традиция – передаваемые из поколения в поколение обычаи, навыки, правила, не требующие усилия и тем более насилия для их соблюдения, Обычаи, навыки, правила повторяющиеся, ставшие обыденными и приемлемыми.

Что такое для человека традиция? Это седая древность или то, «что видел у бабушки»? Если второе, то что такое традиция для современного человека: «святая Русь», поздний советский период или 1990-е?

– Ценности контекстуальны для разных эпох. Впервые особую духовную составляющую в русской культуре в сравнении с западными заметил в XV веке монах Филофей, выделивший духовное лидерство как программу и основу государствостроения. Он же сформулировал темы сакральности правителя, богоизбранности русского народа и его особого пути, где два Рима пали, «третий стоит, а четвёртому не быти». На протяжении веков представление о том, что входит в духовную составляющую нашей культуры, менялось, смены могли быть резкими (как в 1920-е).

Когда люди осознали, что традиция – это ценность?

– Степень осознания ценности традиционного зависит от развитости исторической традиции как на индивидуальном, так и на общесоциальном уровне. Чем больше в семье говорится о прошлом данной семьи, тем выше осознанность принадлежности к ней. Чем больше уделяется внимание развитию исторического сознания этноса – тем более ценностным для этого народа является то, что связано с его культурой, его прошлым и настоящим.

Наталья Пушкарёва. Фото: iea-ras.ru
Наталья Пушкарёва. Фото: iea-ras.ru

В каких обществах ориентируются на прошлое (традицию), а в каких – на будущее? Когда в культуре актуализируется интерес к традиции?

– Нет такого разделения: кто-то ориентирован на прошлое, а кто-то – на будущее. Однако у народов, имеющих особенно длительную культурную историю (народы Востока), традиции имеют, разумеется, большую значимость, чем у тех, кто её не имеет. И многое зависит от исторического контекста: у политических режимов, которые взялись «переписать историю» в данный конкретный момент («сбросить Пушкина с корабля современности», например, как то было после 1917 года), традиционное будет отвержено, подвергнуто желанию исправить, заменить.

Проректор ВШЭ Лилия Овчарова в ходе панельной дискуссии «Семейные ценности и традиции как фундамент устойчивого развития» сказала, что «семейные ценности зашиты в культурный код россиян». А телеведущая ВГТРК Юлия Барановская заявила: «Я очень рада, что наш культурный код настолько силен, что мы сейчас сидим здесь и обсуждаем традиционные семейные ценности. <…> Наши прабабушки: родила в поле, положила, дальше косить, потом кормить, дальше работать». Давайте поговорим о «прабабушках» и «культурном коде». Если есть «культурный код», то, видимо, он строится на основании определённых источников. Каких? Может ли быть общий культурный код у дворян и крестьян?

– Культурный код – понятие, появившееся недавно. Это набор характеристик, образов, на основе которых мы приписываем то или иное поведение или явление, артефакт к культуре этноса. Он может и не совпадать с традицией и ценностями этноса. То, что русские крестьянки вынужденно рожали в поле, – это не культурный код и не традиция, а печальное прошлое, насильственно возвращать к которому нелепо и недопустимо. Повторим: культурный код и ценности могут вовсе не совпадать. Ценности – понятие, введённое философской мыслью примерно полтора века тому назад и серьёзно развитое социологом и философом Максом Вебером. Ценности – то, что значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни, принимаем во внимание, это логический способ освоения мира (по Веберу). Ценности в культуре определённого народа в массе своей едины, но есть нюансы для разных социальных слоёв, классов, представителей разного пола.

Если оставить в стороне нравственные вопросы и посмотреть на традиционные ценности крестьянской жизни, верно ли я понимаю, что община была заинтересована в здоровье женщин и детей, потому что нужны были рабочие руки?

– Община и сам крестьянский род (домохозяйство в целом) были также контролёрами женщин – подчас не меньшими, чем церковные наставники. Здоровье – и физическое, и душевное – было основой выживания и сохранения. Традиционные запреты были «выдуманы» вовсе не с целью как-то ухудшить жизнь индивидов, напротив – чтобы не задумываться о том, почему и как надо поступать так, а не иначе. Проверенное поколениями превращалось в неотрефлексированную модель поведения, ту самую повседневность – тот план человеческого опыта, который носит неосознаваемый рутинный характер. Не случайно ведь описание повседневности осуществляется сейчас нами через специальное усилие по выявлению того, что скрывается за обыденной очевидностью.

Всегда ли крестьяне воспринимали рождение ребёнка как благодать?

– Конечно же, нет! «Кабы вы, деточки, часто сеялись, да нечасто всходили!» – говорит русская поговорка. Многодетность была нормой в российской культуре два века назад в связи с поздним вторым демографическим переходом, который отличает снижение детской смертности. Смертность детей во всех социальных слоях была колоссальной.

Морально-этические ценности имеют гендерную специфику?

– Это неоспоримо, хотя (на первый взгляд) ценности потому и считаются общечеловеческими, что они этой специфики, казалось бы, иметь не должны. Ценности – это система личностных смыслов мужского и женского в любой культуре. Помогают в этом образцы мужского и женского поведения в культуре, в том числе и устойчивые стереотипы поведения, которые именуют гендерными стереотипами. Они очень устойчивы, как и дифференциация мужских и женских ролей. Слом этого всего возможен… Но как ни велики усилия, слом этот обычно оказывается очень постепенным и, по правде сказать, не всегда оправданным. Так вышло, скажем, с «освобождением» женщин после русской революции 1917 года. Думалось, что «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» и всех «женщин освободим от домашнего рабства»… от стереотипных гендерных ролей кормилиц и воспитательниц, но итог таких преобразований оказался неоднозначным.

В указе президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» список традиционных ценностей начинается с жизни и свободы человека. «Служение Отечеству» и «крепкая семья» идут в середине длинного списка, однако в массовое сознание внедряются именно эти пункты. А какие документы в царской России на государственном уровне регламентировали ценности граждан?

– Государственной регламентации никогда не было, 17 пунктов, созданных современными культурологами и озвученных президентом РФ (жизнь, достоинство, права и свободы, патриотизм и так далее), – плод современных идейных поисков. Они опираются, конечно, на русскую философскую традицию, какие-то её составляющие переосмыслены и включены в Перечень, который формируется (и меняется) с 2012 года. Философы и культурологи мало и редко советуются в этих делах с этнологами и социальными антропологами. Для представителей исторических наук очевидно: традиционные ценности у разных этносов, населяющих страну, немного разные, есть отличия в содержании этого понятия для разных исторических периодов, для разных социальных слоёв и профессий, возрастов, для мужчин и для женщин. Поэтому так сложно найти общий знаменатель.

Читайте также