Он родился в 1938 году в Ростове-на-Дону. Когда его отца расстреляли, потому что «сразу было видно, что это шпион – у него шляпа такая и галстук такой», а мать отправили в лагерь как жену изменника родины, мальчика устроили в детский дом в Кострому. В конце 1940-х его с матерью отправили на поселение в Казахстан. Там они прожили до смерти Сталина в 1953 году и перебрались в Киев. К этому времени вся их родня была репрессирована.
В Киеве юноша поступил в семинарию и отлично учился, пока по наущению КГБ его не отчислил тогдашний ректор архимандрит Филарет, нынешний патриарх отколовшейся Украинской церкви. «Я, сын простого шахтера, стал ректором семинарии. Вы на чьей земле живете?! Чей хлеб едите?!» – возмущался архимандрит, когда юноша отказался петь первомайские песни в Великую пятницу (самый строгий пост в году – Стол). После отчисления он женился и уехал в Ташкент, чтобы там получить сан. Уже священником он поехал служить в Бухару, осел, построил в близлежащем городке Кагане храм, за это был арестован и отправлен лагерь «Бесопан» посреди пустыни Кызыл-Кум.
[quote style="1"]Меня посадили за клевету на советскую власть, председателя горисполкома – за взятки, а секретаря райкома – за развал идеологической работы. Всем нашлась нужная статья[/quote]
В лагере он противостоял бесчиниям начальника, заступался за избиваемых заключенных и пережил несколько покушений на свою жизнь. Во время одного из них он потерял ногу.
После освобождения его долго не могли никуда устроить служить. Комитет по делам религий всячески этому препятствовал. Тогда освобожденный покалеченный священник, не имеющий средств, чтобы прокормить семью, написал Андропову: «Если мне нет места в СССР, расстреляйте меня». Вскоре после этого ему нашелся приход в Фергане. Местный уполномоченный никак не мог смириться с тем, что у него под носом появился такой авторитетный батюшка-сиделец, и выжил его в итоге из Ферганы. Тогда священник с женой и тремя детьми сперва перебрался в Ригу, а потом, уже в 1976 году, в Псков, где прослужил 37 лет. За это время он успел возродить два храма и построить ещё один, открыть интернат для детей из приютов и коррекционных школ, построить для них большой дом, открыть школу и свечной цех, чтобы содержать интернат, войти в правление Псковского общества «Мемориал», стать преподавателем канонического права в Московском Свято-Филаретовском институте, написать две книги и лишиться почти всего стараниями своего архиепископа Евсевия. К 2013 году у батюшки остался лишь дом, преподавание, имя доброго пастыря, помогающего многим и многим людям, слава борца за правду и свободу в церкви и обществе. 1 августа 2013 года о. Павел Адельгейм отметил свое 75-летие, а через 4 дня был убит ударом ножа в сердце.
[quote style="1"]У меня немного надежды быть услышанным. К свидетелям бывает разное отношение. Изредка им внимают. Чаще убивают…[/quote]