Всё идет по плану. Непонятно только, каков этот план

Об итогах приемной кампании в вузы

Фото: Кристина Кормилицына / РИА Новости

Фото: Кристина Кормилицына / РИА Новости

Закончилась приемная кампания в вузы. Закончилась без особых скандалов. Случались, понятно, разные эксцессы вроде технических сбоев. Но это уже вроде как привычные издержки. Есть, конечно, снова вопросы по логике распределения бюджетных мест на разные направления. Но этот странный дисбаланс, видимо, с нами на годы – у государства тут свои резоны. Новостей немного, и они больше формального характера. Что ж, какая-никакая стабильность. И, стало быть, можно сказать, что новый путь наш формируется не случайным порядком, а в соответствии с определенным планом. Осталось только понять, куда мы этим путем идем.

Сначала цифры, потом, как водится, попытка интерпретации. Итак, в этом году в вузах России было выделено 620 тысяч бюджетных мест. Чиновники всё время подчеркивают, как это много. Вот дескать ЕГЭ-то сдают всего 700 тысяч человек, и это вместе с выпускниками прошлых лет. Уверяют, что всем всего хватит, у нас тут почти коммунизм. И песня эта поётся уже лет 5-7 кряду. И каждый год одно и то же: начинаешь разбираться – опять «всё не так однозначно».

Из 620 тысяч бюджетных мест, только 428 тысяч выделены по программам бакалавриата и специалитета, из них больше половины, 260 тысяч, отданы на инженерные специальности. Причем опять непонятно, зачем столько. Три года подряд мы наблюдали недобор в технические вузы. Все это время чиновники пытались объяснить этот дивный феномен чисто бюрократическими причинами, дескать, абитуриенты, выбирая между разными университетами, в последний момент не успевают отнести документы в тот, в который проходят по баллам. Однако, кто хоть немного в теме, прекрасно понимает, что дело не только в этом. Недобор объясняется ещё и тем, что многие и не пытаются попасть в инженерные вузы даже при самых лояльных критериях отбора.

В этом году, разумеется, всё повторилось. Только 280 тысяч выпускников выбрали сдавать нынче профильную математику. И 6,5 % сдали этот ЕГЭ на двойку. А сколько не преодолели порог для подачи заявления в вуз? Об этом не сообщается. Как нет и статистики за прошлый год. Хотя иногда в СМИ просачиваются отдельные детали. Например, в 2023 году только в республике Марий-Эл порог для подачи заявления не смогли преодолеть 45% сдававших профильную математику. А что говорить о физике с информатикой? Для поступления ведь необходимы минимум два профильных экзамена. Но физику в этом году сдавали около ста тысяч абитуриентов, информатику – 130 тысяч человек. Даже в сумме, даже с двоечниками никак не закрываются 260 тысяч бюджетных мест. 

Впрочем, с недобором каждый год как-то разбираются. Где-то начинают принимать с ЕГЭ по обществознанию. Где-то выручают льготники. Благо, их теперь много. Ну и вообще где-то как-то что-то можно перераспределить – кто там будет вникать. Ну а на будущее, видимо, можно ещё опустить планку по пороговым баллам. Многие уже смирились с тем, что за высшим образованием в провинции, например, можно пойти, имея 120-140 баллов за три экзамена. Рособрнадзор снизил пороговые значения по некоторым предметам в ряд вузов. И вот реальностью уже становится поступление в университет со 100-110 баллами за три ЕГЭ. Зачем пытаться учить сложным наукам очень слабых троечников, никто не объясняет.

На этом фоне кажется, что конкуренции за высшее образование больше нет. Но это, конечно, не так. По крайней мере не по всем направлениям. Пока государство всеми правдами и неправдами заманивает выпускников в инженеры, суровая борьба разворачивается за право учиться на гуманитарных факультетах. И побеждают в этой борьбе в основном льготники и олимпиадники. И тех и других становится всё больше, и те и другие гораздо свободнее в выборе направления обучения.

А ещё растет число целевиков. В целом по стране прирост всего 6%, а по отдельным регионам и направлениям целевой набор увеличился в 2-3 раза. Всего во всех заведениях страны выделено 145 тысяч мест по такой квоте. Что, согласитесь, более чем прилично. Тут, правда, не обошлось без нововведений. Теперь за возможность поступать в вузы по сниженному конкурсу абитуриенты расплачиваются ограничениями в выборе: подать заявление на обучение целевики могут только в один вуз и на одно направление. Что ж, логично. Что до специальностей, которые наиболее доступны по целевому набору, то это в основном «лечебное дело», «педиатрия», «педагогика», ну и конечно разные инженерные, куда ж без них.

В целом, видно, что государство пытается вовсю зарегулировать сферу образования, подчинить своим грандиозным планам. Немногие, правда, до сих понимают, что это за план такой и насколько он осуществим в реальности. Замах наших бюрократов по перековке всех в инженеров, врачей и педагогов, похож на фантастический советский проект по развороту сибирских рек. Нет, бороться с природой, наверное, интересно, природа нередко даже покоряется воле царя зверей – человека, но вот цена таких экспериментов часто оказывается огромной.

Конечно, нет никакой проблемы понаоткрывать больше нужных государству факультетов, понапринимать туда всех подряд, чтобы через это огромное сито просеять себе 5% реально необходимых спецов. Вот только что потом делать с массами отбракованных, с тысячами молодых людей, которые могли бы стать социологами, историками, культурологами, экономистами, востоковедами, а выбрали какое-нибудь машиностроение, потому что государство соблазнило их широко распахнутыми дверями? Пойдут, по всей видимости, в курьеры. А что? Почти половина доставщиков в России – дипломированные специалисты с высшим образованием, треть из них учились на инженеров. Об этом, конечно, стоит помнить людям, только выбирающим свой профессиональный путь. Для государства такой отсев – всего лишь мелкие издержки.     

Причем, государство начинает свой отсев ещё раньше. Ему вообще не нужно много людей с высшим образованием – 10-15% более чем достаточно. Об этом тоже говорится открыто. К 2030 году, например, власти собираются до 85% увеличить долю выпускников, идущих в колледжи. Такой вот план. Его реализация даже позволит заткнуть в экономике и на рынке труда основные дыры, пусть и в краткосрочной перспективе, но вот будет ли способствовать такая стратегия общей и гармоничной эволюции социума, большой вопрос. Впрочем, такой вопрос уже давно не ставится.  

Читайте также