В августе 2023 года, спустя четырнадцать лет после открытия памятника, преступники болгаркой спилили большой высокий крест из нержавеющей стали и опрокинули две огромные мраморные памятные плиты. Мы смогли поднять только одну плиту, а на вторую сил у нас не хватило – такая она была тяжёлая. Потом мы вместе послужили заупокойную литию о жертвах безжалостного советского режима, к которым можно отнести не только упокоенных здесь репрессированных, но не в меньшей степени и тех, кто надругался над их памятью.
В этом году 85 лет как был подписан пакт о ненападении Молотова–Риббентропа, который и стал причиной появившихся здесь поляков. 23 августа 1939 года подписали пакт, 1 сентября Германия вторглась в Польшу, 17 сентября в Польшу вошли советские войска, а 28 сентября был подписан договор о границе СССР и Германии, то есть о разделе Польши, после чего началась депортация поляков с родной земли. В Архангельскую область привезли их около шестидесяти тысяч. Население Шенкурского района было примерно 5 с небольшим тысяч человек в те годы и выросло после прибытия сюда депортированных на 10%. Многие из приехавших работали на лесоповале. Смертность среди них была запредельная: голод, морозы, болезни, тяжелейший труд: люди не могли вырабатывать поставленную норму, из-за чего получали мизерный паёк. Практически во всех детдомах нашей области были польские дети, оставшиеся без родителей. Несмотря на то что это было время подозрений и доносов, местные жители помогали депортированным: русское гостеприимство и сострадательность ещё не выветрились в народе. Известны случаи усыновления польских сирот русскими семьями. После нападения Германии на Советский Союз поляки были освобождены, и многие ушли на фронт, в польскую армию, сражаться с нацистами.
Здесь, в тайге, жили в тяжелейших условиях и умирали даже не вывезенные из Польши военные, а гражданское население, совершенно мирные люди, которых советская власть лишила родины, крова, средств к существованию. Всё это последствия катастрофы, которая произошла в России в 1917 году. Да, в ней виновны не только русские большевики, здесь есть и польский след, и еврейский, и немецкий, и английский, и так далее. Но мы не можем забывать тот факт, что пострадали в наших краях невинные люди, которых просто отправили на голодную страшную смерть. Это будет и не по-русски, и не по-христиански, и не по-человечески.
Польская депортация, как и все другие устроенные советским режимом депортации, требует осмысления в контексте всего XX века. Я, конечно, молюсь за этих людей, потому что они – жертвы зла, по преимуществу невинные жертвы, хотя как граждане своей эпохи они несут ответственность за то что происходило тогда. Но такая цена: изгнание, разлука с родными и близкими, массовая гибель людей… Цена несоразмерная и очень жестокая. Как можно это усугублять сейчас, стирая всякую память о них!
Когда я молюсь в таких местах, как этот мемориал, то я молюсь о тех годах, как о сегодняшнем дне. Униженные и уничтоженные здесь люди – поляки, русские или кто-то ещё – это не история, которая была давным-давно, это реальность, которая сейчас происходит, из которой мы до сих пор не выкарабкались. И ещё непонятно, сколько будем выкарабкиваться, как показывает разорение этого и ещё многих памятных мест до и после него. Это происходит на наших глазах, и ещё неизвестно, какие будут последствия происходящего для всех нас, для нашей русской земли и не только для неё – это мировая трагедия, коснувшаяся так или иначе всех народов. Мы современники всех событий последнего столетия по всему миру. Куда только чума большевистская не залезла – везде этот ужас.
История XX века не закончилась. Разорение мемориала репрессированным полякам – это сигнал непосредственно от тех людей, которые совершали это преступление. Они и их наследники по сей день имеют большое влияние. Русский человек не может спилить крест – это советских рук дело. Для нас это призыв не быть наивными, чтобы мы понимали, что те злобные духи революции, о которых писал Бердяев, с нашей земли никуда не ушли, не изгнаны, не было никакого акта экзорцизма: они притихли. Но если их чуть-чуть пошевелить, если песочком потереть, то они тут же вылезают, то есть наша земля действительно «до сих пор осквернена», как мы читаем в молитве.
Молитва о правде и мире
Боже всемогущий!
Помоги нам видеть, где правда, и стоять за неё.
Освободи нас от всякого страха перед насилием и беззаконием.
Научи нас бороться со злом, не предаваясь ненависти, продолжая видеть человека даже в недруге.
Помоги нам выправить жизнь на нашей земле так, чтобы на ней более не проливалась кровь и не совершалось насилие.
Господи, в руки Твои предаём наше прошлое, настоящее и будущее!
Аминь
С каждым днём эта молитва звучит всё более остро, и это повод для очень глубокого покаяния, связанного в том числе с обретением целостности жизни, которой катастрофически не хватает. Мы живём по сей день раздвоенной полусоветской жизнью, и это раздвоение нам стоит очень дорого. И с каждым днём дороже. Мы можем потерять всё, что у нас – русских людей – осталось. Нашу страну, наш народ, нашу церковь опять начнут разрывать прежние советские центробежные силы, и остановить их будет очень сложно, если вообще возможно.
Если говорить всерьёз, то задачу покаяния и возрождения страны и народа должна брать на себя Русская церковь, но для этого она сама должна пробудиться, отказаться от всего, что в ней осталось советского, и обратиться к трудам последнего своего досоветского Поместного собора 1917–1918 годов. Я мало знаю сообществ, кроме нашего Преображенского братства, которые поднимали бы последовательно мирно и серьёзно вопросы возрождения церкви и народа и предлагали бы что-то вразумительное.
Есть ещё надежда на личную ответственность каждого человека, кто переживает за страну, церковь и народ и восклицает: Господи, я не могу больше на это смотреть, я готов и буду что-то делать! К моему огромному восхищению, как раз в этом году в канун праздника Преображения Господня нашлись простые скромные люди из Шенкурска, которые подняли крест, приварили его на место и восстановили памятник польским страдальцам.
Такие люди, отвечающие за свою землю, должны находить и поддерживать друг друга, но без помощи Божьей тут не обойтись. Церковь должна подставлять плечо, она должна вселять в людей веру, что возрождение русского народа возможно, должна показывать пример называть зло злом, не бояться этого, потому что страха в церкви ещё слишком много сверху донизу. Но есть средство от страха – то самое общение между христианами, о котором говорит Христос и которое, как мы верим и знаем, побеждает любой страх.