Что нам готовит новый учебный год?

Изменения без изменений

Фото: Белицкий Дмитрий/Агентство «Москва»

Фото: Белицкий Дмитрий/Агентство «Москва»

По всей стране гремят школьные линейки. Дети, родители и педагоги встречают новый учебный год. Что он нам готовит? Новостей немало. Однако, хотя споров о нововведениях велось и немало, всё ещё непонятно, как новые инициативы реализовать на практике. В теории-то все прекрасно – и законопроекты под изменение школьных уставов подготовлены, и рабочие программы новых дисциплин написаны. А вот с воплощением все равно затык. Ну не бьются нововведения с реальностью и все тут.

Казус семьеведения

Вот, например, до сих не ясно ничего по существу, что там с семьеведением. Нет, мы все давно поняли, что это такой государственный проект по влиянию на молодые умы с целью исправления демографической ситуации. То, что протестовать бессмысленно, тоже уяснили – партия сказала надо, значит, не отвертеться. Программу написали и показали – она стандартно-унылая со множеством конструкций про традиционно-духовно-нравственно-патриотичное. С возрастом предполагаемой целевой аудитории вроде тоже определились – один уровень для 8–9 классов, другой для 10–11-х. Формат тоже выбрали – курс будет идти в рамках внеурочной деятельности. И это вроде как подразумевает добровольность посещения. Но и явку, понятно, нужно будет как-то обеспечить. Наверняка что-то манипулятивное придумают: какие-нибудь сертификаты введут для портфолио, баллы к ЕГЭ посулят. Или хуже, чем-нибудь пригрозят. Допустим, недопуском к экзамену без набора энного числа факультативных часов.

          

Вопрос, однако, не в том, как подростков заставить воспринимать семейные ценности – инструментов принуждения хватает. Вопрос, кто этот курс будет вести. Говорили о профессиональных психологах. Но они что-то не рвутся в школы. Да и ставки под них новые не открыли. Опять на обычных учителей повесят? Нет, понятно, многие согласятся. Но возникает вопрос: а как обычному педагогу, предметнику быть на этих уроках убедительным? и как ему стать моральным авторитетом?

У математика есть авторитет благодаря профильному образованию. У географа, биолога, физрука – то же самое. А семьеведение что, может вести каждый, у кого есть опыт семейной жизни? А что это за опыт? Школа – это ведь не какой-то заповедник и уж тем более не монастырь, где делу просвещения служат исключительно святые люди. Простите уж, если кого сейчас разочарую, но школьные учителя живут обычной жизнью. Они влюбляются, у них случаются романы и далеко не все их них приводят к свадьбе и вовсе не все из них платонические. Конечно, педагоги и женятся тоже, и замуж выходят. Но ведь и разводятся. А кто и не раз. И вот эти люди будут выходить и толкать речуги за мораль и целомудрие? То есть наломавшие дров отцы опять будут учить детей не быть как они? Ну не лицемерие ли?

А главное – кому разведённые учительницы будут вещать о скрепах? Детям разведённых родителей. А зачем? Чтобы внушить подросткам мысль, что их семьи неполноценны, ущербны? Нет, никто не спорит, что крепкая и дружная семья – это здорово. Но ведь и реальность отрицать нельзя. Говорить стоит не только об идеалах и ценностях, но и о сложностях жизни – говорить спокойно, без осуждения и морализаторства. Но многие ли смогут?

Школьный диджитал-детокс

Примерно так же обстоит дело с освобождением школы от гаджетов. Закон вот приняли, по которому пользоваться мобильными телефонами во время занятий теперь нельзя. Замечательно! Один вопрос: исполнять этот закон как собираются все радетели за диджитал-детокс? Теоретически-то можно и Солнце законодательно обязать вращаться вокруг Земли. Реализовать это как?

Так-то и до принятия закона в разных школах вопрос по-разному решали. Где-то дети телефоны сдавали классному руководителю утром перед уроками. Где-то факт использования смартфонов во время контрольных фиксировался в отдельных докладных записках. Как поступать, обычно обсуждали на педсоветах и родительских собраниях, решения выносились путём голосования, но ведь все равно всегда оставалась куча недовольных. Телефон – это имущество, чужая собственность, не захочет ребёнок по наущению родителей сдать его в коробочку, так и не заставишь. А если ребёнок сдаст, а устройство там, в коробке, о другое стукнется, поцарапается, кто будет возмещать ущерб? А как быть с умниками, которые сдают учителю старый кнопочный кирпич, а новенький смартфон в кармане оставляют?

Новый закон на эти вопросы не отвечает. Равно как не конкретизирует он и то, какие санкции предусмотрены для несовершеннолетних или их родителей за использование мобильного телефона на уроках. И смысл тогда?

Как ты лодку назовёшь

Ещё одно новшество – переименование ОБЖ в ОБЖиЗР. Даже звучит жутко. Сразу вспоминаются страшные раннесоветские аббревиатуры. Вроде бы только формальность. Но ведь нет. Любое изменение формы влечёт трансформацию в содержании.

Конечно, очень сместились акценты. Если раньше на ОБЖ учились в основном тому, как защитить от разных опасностей себя самого и товарища, то теперь на первое место выходит безопасность родины. А безопасность родины порой может обеспечиваться небезопасностью отдельных её граждан. В жизни, как известно, всегда есть место подвигу. Обещают, что на занятиях будет много времени посвящено практической деятельности: огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовке, обучению управлению беспилотниками.

Вот переименование технологии обратно в труд на этом фоне действительно выглядит чисто бюрократическим. Фактически едва ли что-то изменится. Тем более, что ситуация с этой дисциплиной в школах складывается по-разному. В одних учреждениях школьники и так не переставали шить фартуки и собирать табуретки, в других – давно перешли на скучное конспектирование учебников. Отчасти судьба технологии в школе обуславливалась материально-техническими возможностями, отчасти комплектацией штата, но в большей степени, пожалуй, позицией школьной администрации. Потому что если руководству не все равно, будут и швейные машинки со станками, и педагоги, а если лишь бы в отчётах все было как надо, то и конспекты сойдут.

Всего понемногу

Не докрутили вопрос со школьной формой. Ну и правильно, тема эта болезненная для многих. Одни боятся возвращения в «безликий совок». Другие требуют уравниловки, чтобы никто не выделялся и никто не комплексовал. Третьи опасаются, что принятие единого стандарта приведёт к монополии и, как следствие, подорожанию одежды. Консенсуса нет. И, наверное, уже не может быть. Однако в скором времени, к 2025 году, обещают ввести ГОСТ на школьную форму. Вроде как не для того, чтобы облачить всех в одинаковое, а чтобы качество одежды повысилось. Что ж, посмотрим.

Также незакрытой осталась дискуссия о возвращении оценок за поведение. Но пишут, что теперь, согласно новому закону о статусе педагога, учителя смогут делать замечания ученикам. Так сразу и непонятно, о чем речь. Учителя как бы и раньше делали замечания как устные, так и письменные в дневник. И к родителям в случае чего всегда могли обратиться, и администрации пожаловаться. Другое дело, что все эти крики души (и не только) чаще всего тонули в общем школьном гвалте. Но и что может изменить новый закон, не ясно.

Пишут, что «у педагогов появится возможность делать запросы на применение дисциплинарных взысканий к ученикам, нарушающим правила. Администрация школы обязана будет их рассмотреть». Так и раньше было. Разве что понятия «дисциплинарного взыскания» фактически не существовало. Так и сейчас у него нет ещё содержания. Отлучить от уроков нельзя, исключить из школы – почти невозможно. Исправительные работы что ли введут? или розги? Серьёзно? Штрафы для родителей и так предусмотрены в особых случаях, но это только через суд, а педагогам тяжбами заниматься некогда.

В общем, вроде бы изменений много. А присмотришься, так и непонятно, в чем же их суть. Просто ещё больше формализма, ещё больше бюрократии. Да вот с отчётами, пожалуй, станет ещё сложнее. Там-то ведь изменения и, разумеется, положительные должны быть отражены как следует. Чтобы уж никто не усомнился, что жить становится лучше, жить становится веселее. 

#школа #дети #средняя школа #образование #законы #законопроекты #учёба #учебный год #1 сентября

Читайте также