Чарльз Диккенс: лёгкий гений с непростой судьбой

Чарльз Диккенс происходил из семьи прислуги, но любой английский аристократ считал за честь знакомство с ним. 9 июня исполняется 150 лет со дня смерти писателя

Дэниел Маклис. Портрет Чарльза Диккенса. Национальная портретная галерея Лондона

Дэниел Маклис. Портрет Чарльза Диккенса. Национальная портретная галерея Лондона

Репортёр Чарльз Диккенс стал безумно популярен уже после первых публикаций своих очерков о жизни лондонцев. Ему тогда было чуть больше 20 лет. Впоследствии он написал 14 романов и сотни рассказов, которые читают, экранизируют, обсуждают до сих пор. Многие великие писатели называли его своим учителем, а Лев Толстой вообще повесил его портрет в кабинете и говорил, что персонажи Диккенса ему как друзья. Герои Диккенса – действительно такие выпуклые и настоящие, что живут уже как будто своей собственной жизнью. Да и сам Чарльз Диккенс был настолько удивительной личностью, что сам кажется героем какого-то романа.

Биограф Диккенса Клэр Томалин рассказывает, что портрет писателя, принадлежащий кисти его друга Дэниэла Маклиса, выставили в Королевской академии художеств в Лондоне, когда писателю было всего 27 лет – настолько он уже тогда был значимой фигурой. «Записки Пиквикского клуба» стали бестселлером сразу после своего выхода. Друг и помощник Диккенса Джон Фостер пишет, что на этом портрете он такой, каким был в жизни: «Его глаза лучатся разумом, и в них светятся радость и юмор. Быстрота и ясность ума, его беспокойный энергичный нрав, лёгкость, подвижность, сиявшая в каждой детали лица».

Это был человек невероятной энергии – и физической, и интеллектуальной. Каждый день он работал с утра и до обеда, потом проходил по 30 км. Любил путешествия, гостей и танцы до утра. При этом содержал свою огромную семью, братьев, сестёр и очень активно занимался благотворительностью, был знаменит щедростью и просветительством.

В своей новелле «Рождественская песнь» Диккенс писал, что «общество разрушает невежество и нищета». Он открывал школы для бедноты, ездил по стране с лекциями и собирал средства на образование для рабочих – политехнические училища, многие из которых после смерти Диккенса стали  университетами.

Он посещал работные дома, тюрьмы, собирал деньги для детских больниц, открыл приют для молодых женщин, оказавшихся в трудной ситуации, чтобы «соблазнить их на добродетель».

Чарльз Диккенс с семьёй

Очень часто, рассказывая биографию большого писателя, говорят: «его путь не был усыпан розами». Талант подразумевает страдания, великие произведения – долгий и тернистый путь к читателю. В случае же с Диккенсом всё наоборот: первая же книга писателя 20 с небольшим лет от роду имела небывалый успех. Как, впрочем, и все остальные.

Кроме того, Диккенс был блестящим журналистом (его современники говорили: «Диккенс описывает Лондон как специальный корреспондент для потомков») и успешным редактором. При этом его сюжеты, герои – почти все из жизни, многое из описанного ему пришлось испытать самому. Как личность Диккенса и обстоятельства его жизни нашли отражение в его романах и героях, «Столу» рассказала доцент филологического факультета МГУ Александра Борисенко:

– В жизни Диккенса было много довольно серьезных испытаний. Его отец, мелкий чиновник, совершенно был не способен жить по средствам. Как следствие, у него в романах постоянно появляются персонажи, которые не умеют отвечать за свои поступки: они могут быть довольно симпатичными, как мистер Микобер из «Дэвида Копперфильда», который всегда надеется, что счастье улыбнется, и легкомысленно относится к жизни, или неприятными, как мистер Скимпол в «Холодном доме» – человек, не просто не умеющий нести ответственность, но часто паразитирующий за счёт других.

К отцу у Диккенса были смешанные чувства, потому что, несмотря на свою неспособность сводить концы с концами, отец его в большей степени понимал. А вот на мать у Диккенса была ужасная обида, потому что, когда отец попал в долговую тюрьму (в ту самую тюрьму Маршалси, которая фигурирует в «Крошке Доррит»), 10-летнего Чарльза забрали из школы и отправили работать на фабрику ваксы, что было для него очень тяжело и унизительно.

Фабрика ваксы, где работал юный Диккенс

Он очень хотел вернуться в школу, читать книги, а вместо этого был занят тяжёлым отупляющим трудом. Когда его отец получил наследство и вышел из тюрьмы, мать не торопилась забирать сына с фабрики: ей казалось, что очень хорошо, что у семьи есть дополнительный доход. И эта обида осталась у него на всю жизнь. Отец его оттуда в итоге забрал.

Диккенс рано прославился, стал большим писателем и много зарабатывал, но нужно понимать, что это всё держалось на его ежедневном труде: он вышел из семьи, которая бедствовала, и вся его последующая жизнь была этим омрачена. Призрак нищеты всегда маячил где-то на горизонте. Диккенс обеспечивал свою собственную большую семью – 10 детей, а также практически всех своих братьев и сестёр. Пока был жив отец, Чарльз платил его долги. Он много и часто непосильно работал, иногда доводил себя до нервных срывов – и всё для того, чтобы чувствовать твёрдую почву под ногами.

Поначалу он был мелким клерком в суде, судебным репортёром. В результате он на всю жизнь возненавидел английское правосудие, и мы это видим в его романах. Он очень хотел быть актёром. Есть такая легенда – не знаю, насколько правдивая, что он собирался в Ковент-Гарден  на прослушивание, но заболел, потерял голос и вместо этого стал репортёром. Даже если это неправда, театр для него был важным увлечением: он ставил спектакли, играл в любительских постановках, устраивал публичные читки своих произведений. Он брался за всё, чтобы зарабатывать деньги. Это была его постоянная единоличная ответственность.

Диккенс очень рано женился. Только-только он стал что-то зарабатывать, как тут же стал ответственным не только за свою семью, но забрал к себе сразу же одного из своих младших братьев и сестру жены. К сожалению, эта 17-летняя девочка внезапно умерла, что стало для него страшной травмой: он её очень любил. Сцены смертного одра молодых прелестных девушек и девочек в его произведениях – это всё отражение смерти Мэри.

У могилы маленькой Нелл. Иллюстрация к роману «Лавка древностей». Рисунок Крукшенка.

В то время был бум журнального чтения. Кстати, это было очень похоже на современные сериалы: выходили романы частями раз в месяц, и все ждали новую порцию. Слава Диккенса была огромной, его романы любили и ждали, при этом он постоянно придумывал что-то новое: редактировал журнал, устраивал чтения, иногда писал два романа одновременно, очерки.

Диккенс был чрезвычайно популярен и в Америке, но там с ним произошло недоразумение: он был всегда очень озабочен проблемой денег, и ему не нравилось, что американцы не признают авторского права. В Англии он получал деньги за свои произведения, а в США их перепечатывали большими тиражами совершенно бесплатно. Когда он приехал в Америку, американцы встретили его с распростертыми объятиями – как великого писателя и героя. А он им сразу сказал: нужно платить авторам деньги. И это вызвало огромное возмущение: «Мы вас так любим, какие деньги?».

Диккенс много занимался благотворительностью, причём деятельной и сложно устроенной. Он организовал, например, приют для женщин, которые возвращались из тюрем и которым вообще было некуда деваться: там у них была возможность передохнуть, научиться какому-то ремеслу, чтобы «выход на улицу» не был у них единственной возможностью заработка.

В то время проститутка была существом совершенно бесправным, её можно было убить, выбросить, сделать всё что угодно. Страшная судьба и совершенно никакой защиты. И многих викторианских мужчин волновало это состояние женщин, с которыми обращались хуже, чем с вещью, они чувствовали себя ответственными за то, что происходит. Льюис Кэрролл тоже всю жизнь определённую сумму отчислял в благотворительную организацию, которая помогала проституткам. Это было важно для думающей части общества того времени.

В этом и Диккенс был истинным сыном своей эпохи. Викторианство – время гуманизации общества. Люди стали богаче, лучше жить и обратили внимание на женщин, детей и бедняков. К концу века начальное образование стало общедоступным, обязательным и бесплатным, замужние женщины получили право владеть имуществом и в исключительных случаях разводиться с мужьями. Многие викторианские писатели способствовали реформам.

Конечно, Диккенс был человек невероятного воображения, гениальный сочинитель, но тут важно, что при гениальности вымысла он стремился знать и настоящую жизнь. Он проводил много журналистских расследований, иногда под чужим именем, ходил в самые неблагополучные районы Лондона, заглядывал в страшные притоны и тюрьмы. Ездил в Йоркшир расследовать деятельность частных школ, где много детей умирали и болели. Это были такие школы-пансионы «без каникул», туда отправляли ненужных детей за большие деньги. Расследование о них нашло свое отражение в романе «Николас Никльби» и произвело большое впечатление на читающую публику. Его романы вообще способствовали социальным реформам: возмущение работными домами в «Оливере Твисте» тоже повлияло на изменения в этой сфере.

Чарльз Диккенс с семьёй и друзьями в 1864 году

В Англии есть музей «Дом Бетси Тротвуд», двоюродной бабушки героя в «Дэвиде Копперфильде». Понятно, что это вымышленный персонаж, но есть дом её предполагаемого прототипа, и там всё, как при Диккенсе,  и даже лужайка, на которую заходили ослы (а Бетси Тротвуд кричала: «Джанет, ослы!»).

Существует стереотип о классовости английского общества, и, с одной стороны, это во многом так и есть: даже сейчас по тому, как человек говорит, ясно, откуда он происходит. Но Англия всегда имела очень эффективные социальные лифты, во все века. Если мы вспомним великих мужей: хоть Кромвеля, хоть кардинала Уолси, Ньютона и многих других англичан, которых знает весь мир, – окажется, что многие  из них весьма простого происхождения. Лифты для очень талантливых и очень умных здесь всегда работали.

Бабушка и дедушка Диккенса вообще были из прислуги, но когда он стал писателем и вся Англия зачитывалась его романами, любой аристократ посчитал бы за честь знакомство с ним. При этом Диккенс никогда не отрекался от своего прошлого: в его романах жизнь бедняков изображена с сочувствием и любовью: в ней есть и домашний уют, и юмор, и самое высокое благородство.

Читайте также