Борьба куреш имеет многовековую историю и является частью национальной культуры многих тюркских народов. Фотограф Сергей Потеряев выяснял у астраханских батыров, что их привлекает в этом виде спорта
Борьба учит себя защищать. Приходишь на соревнование – в душе страх. Но, выиграв, становлюсь счастливым. Проигрывать надо тоже уметь.
Когда на тренировках ты забываешь о своих проблемах, это тебя отбивает от плохих мыслей. Я развиваю свой дух именно в соревнованиях. Раньше, выиграв, радовался, со временем стал спокойней. Ведь главное – это воспитание внутри себя.
Сколько себя помню, стою на ногах и борюсь. На всех сабантуях и других соревнованиях в молодости… В армии был тоже в спортроте, там тоже боролся. Сейчас преподаю молодым ребятам. Борьба действительно занимает всю мою жизнь.
Расстраиваюсь, когда ученики проиграли и сразу бросают. Тратишь на них 10 лет, за которые можно сделать хорошего повара, к примеру, а он берёт и сдаётся. Обидно. Друзья строители говорят: «Что это за работа такая – тренер? Свистишь себе только под нос. А мы дома строим». Сложно материально прощупать результат нашей работы, но он очень важен для воспитания духа. Борьба даёт прежде всего устойчивость в жизни.
Сначала – эмоции, потом перестаёшь всё это замечать, и всё переходит в опыт. По молодости горячился, сейчас же правильно расходую силы, чтобы подловить соперника на его ошибках. Если потеряешь контроль над эмоциями, то, скорее всего, поиграешь и бой.
1 / 10
Текст и фото: Сергей Потеряев
Астраханское ханство просуществовало до 1556 года, когда Русское царство полностью подчинило себе данную территорию, что дало полный контроль над бассейном Волги и выход в Каспийское море. Исторически осколок Золотой орды существовал тут с 1459 года, правили им астраханские ханы из рода Джучидов. До сих пор в Астраханской области проживает более 60 тысяч татар, которые являются третьим этносом на этой территории. Близость кавказских республик создаёт на юге России котёл из разных религий и народов. Для некоторых спорт стал объединяющим фактором.
Несколько лет назад энтузиасты начали возрождать в Астрахани традиционный вид борьбы для тюркских народов – куреш. Это борьба на поясах, когда пояс забрасывается на талию противника и соперники, стоя, пытаются опрокинуть друг друга. Без ударов и иногда без активных ударов (некоторые разновидности куреша подразумевает участие ног) эта борьба развивает в участниках способность аккумулировать внутреннюю энергию и в нужный момент применять силу для победы. Что даёт им борьба не столько как вид спорта, сколько с точки зрения преодоления себя? Что они чувствуют, когда выигрывают и проигрывают, и как спорт их меняет?
Магомед Омаров, 35 лет, аварец, безработный. Мастер спорта по греко-римской борьбе
Вышел – выиграл – ушёл. Сходятся на ковре два мужика и выясняют, кто сильней. Победа в конкретной схватке – определённый шаг сделал. Распределить энергию. Вышел, выиграл, отдохнул – готовишься к следующей схватке. Эмоции только после финала. Проиграв бой, включаешь голову: разбор полётов и работа над ошибками
Алексей Гиллер, 41 год, его бабушка – татарка, бизнесмен. Мастер спорта по греко-римской борьбе
Назир Аюпов, 57 лет, татарин, исполнительный директор Федерации борьбы на поясах. Мастер спорта по греко-римской борьбе
Я всю жизнь в борьбе. Я люблю спорт до мозга костей и не мыслю себя без него. Побеждал много в своё время, много было радостей и преодолений себя. Первое время, когда проигрывал, плакал, переживал. Но потом всё пошло, наладилось. Пришли победы. Я и служил в спортроте.
Рамиль Гайнетдинов, 32 года, татарин, тренер по борьбе. Мастер спорта по греко-римской борьбе
Я в спорте с 6 лет. После травмы в 20 лет стал тренером. Хочу, чтобы мои воспитанники добились того, чего я в своё время не достиг.
Азиз Мамбетов, 12 лет, наполовину татарин и иранец, школьник. Третий юношеский разряд по греко-римской борьбе
Борьба учит себя защищать. Приходишь на соревнование – в душе страх. Но, выиграв, становлюсь счастливым. Проигрывать надо тоже уметь.
Наиль Ларин, 15 лет, татарин, школьник. Первый юношеский разряд по греко-римской борьбе
Когда на тренировках ты забываешь о своих проблемах, это тебя отбивает от плохих мыслей. Я развиваю свой дух именно в соревнованиях. Раньше, выиграв, радовался, со временем стал спокойней. Ведь главное – это воспитание внутри себя.
Фарид Кадыров, 65 лет, татарин, тренер по борьбе. Мастер спорта СССР по греко-римской борьбе
Сколько себя помню, стою на ногах и борюсь. На всех сабантуях и других соревнованиях в молодости… В армии был тоже в спортроте, там тоже боролся. Сейчас преподаю молодым ребятам. Борьба действительно занимает всю мою жизнь.
Руслан Завадский, 22 года, наполовину русский и чеченец, совладелец пчеловодческого бизнеса. Кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе
Борьба с самим собой. Как у нас в исламе: мы хотим одно, а всевышний говорит другое, и некоторые вещи преступать нельзя. Спорт помогает собраться мыслями, сделать нас более дисциплинированными. Проигрыш – это судьба, но расстройства нет. Главное в конечном счете – стать сильней. Хороший спортсмен – умный спортсмен. Выходишь на ковер – и есть два варианта для меня: или выиграть, или выиграть.
Рудь Кирилл, 15 лет, наполовину русский и татарин, школьник. Третий юношеский разряд по греко-римской борьбе
Тренировки – это радость для меня, исправляю свои ошибки. Сначала, когда я проигрываю, – не расстраиваюсь, ведь дальше будут ещё большие соревнования. Готовлюсь к ним.
Омар Омаров, 29 лет, аварец, профессиональный боец. Мастер спорта по вольной борьбе
Борьба для меня – основное занятие. Пропустив пару дней, я уже снова хочу в зал, на сборы. Из-за поражений не впадаешь в истерику, осознаёшь, что всё от Всевышнего идет. У каждого свой пик, мы не можем быть всё время лучшими. И тело, и голова должны собраться воедино для победы.
Рамиль Мерзабаев, 13 лет, наполовину татарин и казах, школьник. Второй юношеский разряд по греко-римской борьбе
Тренер научил всему, не только в борьбе, но и в жизни. Применять силу надо по уму, и я стал меньше драться со сверстниками просто так. Хочу в будущем стать тренером по борьбе и всё время уделять спорту. Учусь на тройки, и мне хватает.
Марк Гиллер, 72 года, наполовину татарин и немец, старший тренер сборной Астраханской области по борьбе. Заслуженный тренер России, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе
Расстраиваюсь, когда ученики проиграли и сразу бросают. Тратишь на них 10 лет, за которые можно сделать хорошего повара, к примеру, а он берёт и сдаётся. Обидно. Друзья строители говорят: «Что это за работа такая – тренер? Свистишь себе только под нос. А мы дома строим». Сложно материально прощупать результат нашей работы, но он очень важен для воспитания духа. Борьба даёт прежде всего устойчивость в жизни.
Руслан Сафаралиев, 35 лет, татарин, тренер ДЮСШ, мастер спорта по греко-римской борьбе
Сначала – эмоции, потом перестаёшь всё это замечать, и всё переходит в опыт. По молодости горячился, сейчас же правильно расходую силы, чтобы подловить соперника на его ошибках. Если потеряешь контроль над эмоциями, то, скорее всего, поиграешь и бой.
Александр Коцарев, 21 год, русский, закончил институт. Кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе, мастер спорта по борьбе на поясах
На борцовском ковре понимаешь, что всё дается с большом трудом. С 7 лет на ковре, привык. Дома заняться, к примеру, нечем – иду на тренировку. Испытываю триумф, когда побеждаю, проигрыш же даёт стимул больше тренироваться.