Ныне насчитывается немногим более трёх десятков домонгольских, то есть написанных ещё до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, написанная в 1157 году по указу благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, позже прославленного в лике святых. Некоторые искусствоведы считают её и вовсе первой русской иконой, ибо до той поры все иконы привозились на Русь из Византии.
Впрочем, Боголюбская икона является копией с византийской иконы: даже сама композиция принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространённому в греческом церковном искусстве XI–XII веков. Но вот над образом Богоматери русский мастер (или греческий иконописец) поместил клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею Юрьевичу в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), св. Крестителя Иоанна, архангелов Михаила и Гавриила.
Собственно, и само празднование Боголюбской иконы, установленное благоверным князем, также было неразрывно связано с путешествием князя в 1155 году, когда князь Андрей Юрьевич решил переселиться со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.
С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой (ныне эта икона, известная как Владимирская икона Богородицы, находится в Третьяковской галерее в Москве).
Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие: лошади, которые везли икону, внезапно остановились как вкопанные – их как будто удерживала некая невидимая сила. Тогда набожный князь решил на месте остановки отслужить молебен Богородице, во время которого Андрей Юрьевич чудесным образом и узрел в Небесах саму Деву Марию: в левой руке Пречистая держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на образ Спасителя. После этого князь и дал обет основать на месте остановки монастырь в честь Богородицы.
Также князь призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери, чтобы сохранить память о произошедшем чуде. После того как был возведён и освящён храм, Андрей Боголюбский внёс в него обе иконы – древнюю византийскую и новонаписанную – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю). Вскоре, впрочем, древняя икона была отправлена во Владимир, от имени которого она и получила своё второе название.
Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который вскоре по велению князя был построен рядом с обителью, князь назвал Боголюбовом – дескать, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». С этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым, или Боголюбским.
Князь Андрей полюбил основанный монастырь. Так, именно в Боголюбово он уединялся для молитвы, особенно после того, как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако сама Боголюбская икона осталась невредимой.
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя в XIII веке храм в честь Рождества Богородицы был сожжён, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым.
В 1395 году во время нашествия Тамерлана икона вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. после того, как Тамерлан отказался от покорения Руси (возникла даже легенда, что Богородица явилась Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы), Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители, где она и оставалась до закрытия монастыря большевиками.
В настоящий момент икона Божией Матери Боголюбская находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где её надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения – в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира.