Да, лозунгом Трампа является знаменитая фраза «Make America great again» («Снова сделаем Америку великой»), но вообще не ясно, к какому историческому периоду он апеллирует. Скорее всего, ни к какому. Этот лозунг до него первым использовал Рейган, потом Клинтон. Кто действительно стремится вернуться в 1990-е, так это оппоненты Трампа внутри американского истеблишмента – как среди республиканцев, так и среди демократов. Об этом говорит профессор Гарварда Стивен Уолт, представитель неореалистической школы международных отношений.
«Ещё в 1991 году администрация Джорджа Буша-старшего подготовила руководящий документ по обороне, призывающий к активным усилиям по предотвращению появления равных конкурентов в любой точке мира», – пишет профессор Уолт. С этим, по мнению политологов-реалистов, связано продвижение НАТО на Восток с целью сдерживания России, что и стало причиной СВО. В нулевых закончилась эпоха однополярного мира, потому что появились ещё две великие державы: Китай и РФ. И настойчивое расширение альянса наряду с торговой войной с Китаем – отчаянная попытка вернуться в «золотые девяностые». В этом смысле Трамп, Путин и Си Цзиньпин играют роль политиков, исходящих из реалий нашего времени, а американские сторонники «войны за демократию» всё никак не могут выбраться из 1990-х.
Трамп, в отличие от неоконсерваторов (консервативные политики в США, которые выступают за использование экономической и военной мощи США для победы над враждебными им режимами и установление в этих государствах демократии. – «Стол») из республиканской партии и «ястребов» (сторонники «партии войны». – «Стол») из демократов понимает, что мир многополярен и что задача не вернуть его в 1990-е, а научиться вместе отвечать на актуальные угрозы сегодняшнего дня. На данный момент для США это Китай. Россия в этом плане для США как раз угрозы не представляет, потому что её главной задачей является сохранение статуса-кво, тогда как Китай очевидно потенциальная сверхдержава. Именно поэтому Трамп выступает за скорейшее завершение российско-украинского конфликта. На его взгляд, все силы, ресурсы и внимание США нужно обратить в сторону Китая. Насколько неоконсерваторы и «ястребы»-демократы ему это позволят сделать – это другой вопрос, но как минимум новый американский президент будет пытаться, как и пытался, но без большого успеха, во время первого срока.
Си Цзиньпин и Дональд Трамб во время визита в Китай, 2017 год. Фото: PAS China / Flickr
Ещё один тезис Марии Орловой: «Трамп обещал закончить войну в Украине за 24 часа, и уже понятно, что этого он не сделал. Однако последние несколько месяцев основные конфликты сегодняшнего дня – российско-украинский и израильско-палестинский – явно были подморожены в ожидании итогов американских выборов».
Не думаю, что это популистское высказывание Трампа стоило понимать буквально, но в любом случае Трамп ещё не вступил фактически в должность президента США, так что у него просто не было возможности что-то сделать в отношении внешней политики США. Также я не видел никакой подмороженности конфликтов ни на Украине, ни на Ближнем Востоке. В первом случае мы видим сначала вторжение ВСУ в Курскую область и ускорение наступления ВС РФ, во втором – усиление эскалации и открытие Израилем фронта с Хезболлой. И уж тем более никто не ждёт «суда барина», как пишет журналистка, каждая сторона максимально стремится решить вопрос в свою сторону, просто каждый просчитывает, насколько Трамп будет помогать или мешать её целям и задачам.
Единственное, с чем я согласен, так это то, что конфликт на Ближнем Востоке для США на данный момент важнее российско-украинского. Но далее Мария Орлова приводит мнение её «знакомого аналитика», которое меня очень сильно удивило. Такое ощущение, что данный «эксперт» просто прочитал пару статей израильской и произраильской пропаганды довольно низкого качества.
«Трамп будет избран уже потому, что только он один из двух нынешних кандидатов способен сохранить существование государства Израиль».
Израиль – самое мощное в экономическом и военном отношении государство Ближнего Востока, обладающее ядерным оружием и имеющее в союзниках самое сильное государство в мире. Что может угрожать существованию Израиля? На данный момент Израиль является угрозой существования палестинцев, а вот кто способен сохранить их существование – большой вопрос.
«Создание “пояса безопасности вокруг Израиля” – это вторая (первая – создание благоприятных условий для бизнеса США) задача внешней политики любой администрации США после Второй мировой войны», – считает Мария Орлова.
Безопасный пояс вокруг Израиля уже давно создан: с Египтом и Иорданией подписан мирный договор, с Сирией действует соглашение 1974 года, но в целом Сирия, раздираемая внутренним противостоянием, никакой угрозы для Израиля не представляет. Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ – все эти страны являются американскими союзниками, поэтому также не представляют собой угрозы для Израиля.
Реальные оппоненты: Иран, Хезболла и йеменские хуситы. Но Израиль сам для этих стран гораздо большая угроза, чем они для Израиля. Причиной нынешней войны с Хезболлой является геноцид в Газе. Ливанская группировка неоднократно заявляла, что прекратит обстреливать север Израиля, если Тель-Авив пойдёт на сделку с ХАМАС. На сделку, которая была составлена при посредничестве США и Египта, на которую изначально согласились ХАМАС и Израиль. Нетаньяху её отклонил, хотя за неё высказались как уже бывший военный министр Галант, так и главы Моссада (военная разведка. – «Стол») с главой Шин-Бета (израильская спецслужба. – «Стол») Ронаном Баром. Об этом писали израильские издания.
Биньямин Нетаньяху. Фото: U.S. Embassy Jerusalem / Flickr
«Вы знаете, что все параметры (которые вы недавно добавили к предложению Израиля от конца мая) не будут приняты, и сделки не будет. С тем, что вы говорите, нам не с чем идти [в переговорах]. Мы на нуле», – говорит генерал ЦАХАЛ Алон израильскому премьеру.
«Я чувствую, что премьер-министр не хочет предложения, которое находится на столе. Если это так, сообщите нам», – приводит израильское медиа слова Ронана Бара.
Мария Орлова пишет, что «подписанные “Авраамовы соглашения» 15 сентября 2020 года арабскими странами по инициативе Дональда Трампа следующая администрация не смогла не только развить, но и фактически провалила их исполнение».
Да, действительно, развивать «Авраамовы соглашения» (серия договоров о нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами, подписанных в 2020–2021 годах. – «Стол») сейчас будет сложно с таким же оптимизмом, как ранее. Но это только благодаря вторжению в Газу в ответ на операцию ХАМАС 7 октября, жертвами которой стало много гражданского населения Израиля. Одним из условий подписания данных соглашений со стороны арабских стран было прекращение планов Израиля по аннексии Западного берега. Сейчас же Израиль расширил строительство незаконных поселений на оккупированных территориях, также есть планы, по крайней мере у наиболее радикальных политических сил, аннексировать Газу. Белый дом может только непрестанно «выражать озабоченность», но помешать ничему не способен, потому что обе главные партии США в вопросах Израиля и Ближнего Востока находятся под жёстким контролем израильского лобби.
Но дело в том, что Трамп вместе с республиканской партией зависят от лобби ещё больше, чем демократы, где хотя бы есть, хоть пока и в меньшинстве, но те, кто критикует политику Израиля. Под давлением лобби Трамп вышел из ядерной сделки по Ирану, над которой так долго работал кабинет Обамы. Признал, вопреки международному праву, суверенитет Израиля над оккупированными Голанскими высотами и Восточным Иерусалимом. Перенёс американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим. Прекратил финансирование БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. – «Стол»). Если бы геноцид Газы начался при Трампе, вряд ли он повёл себя лучше, чем Байден. Хотя израильское издание Times of Israel предполагает, что Трамп может поставить условие Нетаньяху закончить войну к январю – месяцу его официального вступления в должность президента. По мнению издания, Трампу это будет нужно, чтобы закончить конфликт, который нанёс большой урон прежнему кабинету. Новоизбранный президент, конечно, потребовать это может, но почему Нетаньяху его будет слушать больше, чем Байдена, мне тоже не очень понятно.
Здание, принадлежащее Ближневосточному агентству ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. Фото: khalid kwaik / Unsplash
«Арабские лидеры готовы к решительным действиям для физического уничтожения сегодняшнего еврейского государства».
Этот тезис меня вообще отправил в нокаут. Какое арабское государство или коалиция таковых: а) готовится; б) способно уничтожить Израиль? Во время иранского удара по Израилю Иордания помогала сбивать иранские ракеты и дроны, а Саудовская Аравия и ОАЭ обеспечивала Израиль разведывательной информацией. Марокканская оппозиция подозревает своё правительство в том, что оно приняло в порты корабли с оружием для Израиля. Именно по этой причине эти корабли отказалась принимать Испания (не арабская страна). Египет также осуществляет трансфер оружия израильтянам. Единственные арабы, которые действительно мечтают уничтожить Израиль, – это йеменские хуситы. Но это в целом такие большие партизанские отряды вроде Хезболлы, которые максимум на что способны – это повреждать суда в Красном море в рамках давления на Израиль с целью принудить их прекратить геноцид в Газе. Но серьёзной угрозы они не представляют. Тем более их заклятыми врагами являются саудиты, которые устроили искусственный голод в Йемене в рамках борьбы с группировкой хуситов.
«Миру необходим сильный переговорщик, способный договориться с ними».
Как мы видим, с арабскими странами ни о чём не надо договариваться, они полностью лояльны мировому гегемону. Единственные, с кем надо договариваться, – это израильтяне, но они договариваться ни с кем не хотят.
Даже Иран, который является реальным оппонентом Израиля и США, гораздо более договороспособен, чем Израиль. Израиль пытается столкнуть Иран и США лбами, и те и другие, в свою очередь, думают, как этого избежать.
Поэтому, как мне кажется, критический взгляд и серьёзный фактчекинг в современном потоке информации – вещь крайне необходимая, даже если тебе пишет знакомый из Нью-Йорка, позиционирующий себя как аналитик.