В первые месяцы после исхода армян из Арцаха в прессе встречались утверждения, что на местах всë не всегда гладко, что беженцам из Арцаха порой трудно найти работу, что в Армении их неохотно принимают, считают дополнительной нагрузкой на экономику. По словам епископа, церковь борется с подобными явлениями: «С первого дня и по сегодняшний день народ Армении старается сделать всё возможное по всем направлениям, чтобы морально и материально облегчить бремя народа Арцаха, находящегося в тяжёлом положении. Однако подобные неприятные инциденты, о которых также сообщалось в прессе, не носят массового характера. Есть люди с разными характерами, и не у всех может быть одинаковое мышление. Однако сознательный человек не может негативно относиться к переселенцам, потерявшим всё и находящимся в тяжёлом психическом состоянии».
По словам владыки, церковь оказывает в том числе материальную поддержку беженцам: «Первопрестольный Святой Эчмиадзин под руководством Католикоса Всех Армян Гарегина Второго всегда был на стороне арцахцев, и до сих пор продолжаются соответствующие программы, такие как оказание финансовой поддержки многодетным семьям. Управление социальной службы Первопрестольного Святого Эчмиадзина всегда держит арцахцев в центре своего внимания. Община Русской православной церкви, насколько мне известно, находится в контакте с русской общиной Карабаха, и они стараются помогать беженцам в пределах своих возможностей».
Католикос Всех Армян Гарегин Второй. Фото: armenianchurch.org
Как отмечает епископ, приходится признать, что спустя год после изгнания моральное состояние многих беженцев стало даже более тяжёлым: «После вынужденного переселения арцахцы оказались в сложной финансовой и моральной ситуации. Сейчас, год спустя, когда повседневные заботы более или менее облегчились, арцахцы рассуждают о ситуации более хладнокровно, что ещё усугубляет раны». По словам епископа, арцахцы, с которыми ему удалось побеседовать за прошедший с изгнания год, в основной своей массе мечтают вернуться в свои дома: «В предыдущие месяцы я провёл ряд встреч с арцахцами и задал им вопросы, в результате чего могу отметить, что более 90 процентов граждан Арцаха, участвовавших в этих встречах, готовы вернуться в Арцах только при одном условии: если Арцах не будет в составе Азербайджана. Это число может увеличиться, если будут также международные гарантии безопасности. Наше духовенство также разделяет мнение народа».
Епископ Вртанес также занимается вопросами сохранения армянских памятников на утраченных территориях. По словам епископа, процесс продвигается с трудом: «Мы стремимся предотвратить вандализм в оккупированном Азербайджаном Арцахе и делаем для этого всё необходимое. Мы обратились в ряд международных структур и сегодня продолжаем работу по информированию международного сообщества о том, что происходит в Арцахе. Различные международные структуры обращаются с призывами, но последовательных практических шагов не наблюдается».
Церковь также вовлечена в процесс освобождения армянских пленных, по-прежнему остающихся в заключении в Азербайджане. Так, 11 ноября председатель постоянной Комиссии национального собрания по обороне и безопасности, депутат от правящей партии «Гражданский договор» Андраник Кочарян сообщил журналистам, что вёл переговоры по этому поводу с католикосом Гарегином II.
«Я лично занимался вопросом пленных. Я говорил о возможности, которую вижу, о том, какого результата можно было бы добиться посредством церкви. Я сам поехал в Патриаршие покои, выступил с этим предложением. Сейчас не могу оценить результат». На вопрос о реакции католикоса Кочарян ответил: «Нет, он не отказался, действия были, результат, конечно, надо рассматривать в контексте будущего. Но вопросом пленных надо заниматься без обнародования, до возвращения последнего пленного».
Братские связи и небратские высказывания
Тем не менее поддержку действиям Азербайджана в Карабахе ранее уже высказало руководство Бакинской епархии РПЦ. Как заявил журналистам епископ Бакинский и Азербайджанский Алексий (Смирнов) на мероприятии по случаю 137-летия церкви Александра Невского в городе Гяндже, Русская православная церковь всегда поддерживала территориальную целостность Азербайджана.
Епископ Бакинский и Азербайджанский Алексий (Смирнов). Фото: pravoslavie.az
Деятельность РПЦ на армяно-азербайджанском направлении в целом выглядит довольно опасной игрой. Архимандрит Алексий (Никаноров), несмотря на его вынужденное возвращение в Европу и так и не состоявшееся поставление на бакинскую архиерейскую кафедру, продолжает играть ключевую роль в церковной политике Азербайджана. И, судя по последнему назначению (приход на острове Мальта), остаëтся фаворитом Московской патриархии. В интервью Бакинскому TV отец Алексий, автор исторических трудов о «Кавказской Албании», вновь заявил о «насильственной арменизации албанских христиан» и о необходимости воссоздания независимой монофизитской Албанской церкви, которую в XIX веке поглотила Армянская. При этом проводится параллель с Грузинской церковью, которую, в свою очередь, при Николае I поглотила Российская. Вывод спикера: если Грузинская церковь сегодня вернула себе автокефальный статус, то и Албанская имеет право на то же самое.
Столь откровенно антиармянское интервью о. Алексия, выпущенное к тому же в годовщину изгнания армян из Арцаха, выглядит логическим продолжением упомянутой проазербайджанской речи патриарха Кирилла. Вместе с тем это сознательный выход за «красные линии», негласно присутствующие в московской церковной политике. Есть мнение, что призывы к отделению от ААЦ еë Арцахской епархии и передачи еë храмов на занятой Азербайджаном территории новому церковному образованию (независимость самопровозглашённой Албано-Удинской церкви едва ли будет признана со стороны ААЦ в обозримом будущем) – прямой путь к расколу монофизитского мира из-за споров о статусе церквей Карабаха. По аналогии с расколом мирового православия из-за украинского вопроса. Монофизитский мир – это, соответственно, Коптская церковь, Эфиопская церковь, Армянская апостольская церковь, Сиро-Яковитская церковь, Маланкарская сирийская церковь в Индии, Эритрейская.
На фоне происходящего прежние братские отношения РПЦ и ААЦ подвергаются серьёзному испытанию. Сфера русско-армянских «внешних церковных связей» давно не переживала подобного кризиса. Политическое давление на патриарха Кирилла ввиду укрепления российско-азербайджанского альянса сегодня как никогда сильно. Ранее предстоятель РПЦ всегда высказывался проармянски и пресекал антиармянскую риторику среди своих подчинëнных. В 2021 году патриарх подверг резкой критике священнослужителей Бакинской епархии за повторение нарративов азербайджанской пропаганды относительно «возвращения Карабаха» и «небратские высказывания» по отношению к ААЦ. Нашумевшее радикальное проазербайджанское выступление патриарха Кирилла было сделано на следующий день после выступления архиепископа Армянской апостольской церкви Микаэла Аджапахяна в российских СМИ. Архиепископ Микаэл тогда, 10 сентября, заявил, что РПЦ и ААЦ должны возглавить процесс российско- армянского урегулирования: «Обе церкви должны быть в авангарде, поддерживая братские связи между нашими народами и государствами».
Трехсторонняя встреча Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ru
Судя по всему, армянские власти также стремятся сократить сотрудничество с РПЦ. Смена армянского посла в России (с Агаршака Арутюняна на Гургена Арсеняна) призвана в том числе вбить клин в отношения РПЦ и местных структур Армянской апостольской церкви и нейтрализовать деятельность Союза армян России, заявляющего о своей поддержке протестного движения архиепископа Баграта. «Союз армян России», напомним, в мае заявил: «САР выражает свою безусловную поддержку начавшемуся процессу по очищению Армении и призывает каждого армянина, вне зависимости от социального положения, партийной принадлежности и места проживания, присоединиться к патриотическому движению во главе с Багратом Србазаном». Ещё раньше, в апреле, САР также категорически осудил «информационную травлю, организованную в Армении в отношении архиепископа Баграта Галстаняна, как и силовые методы и запугивания, применяемые в отношении жителей армянских сёл, вставших на защиту своего права на Родину».
Прежний посол, Агаршак Арутюнян, активно поощрял армяно-российскую дружбу и межцерковные контакты в том числе. При посещении городов России он практически всегда бывал в местном приходе ААЦ и подчëркивал важность сотрудничества диппредставительства с местными епархиями. 1 июля на встрече с армянской диаспорой в Белгороде он прямо назвал армянские общины (а это практически равнозначно приходам ААЦ) «связующим звеном между Россией и Арменией»: «Подхожу к общинам как к звену, которое является связующим звеном между Россией и Арменией, является основой наших союзнических отношений».