Армяно-азербайджанский конфликт

Азербайджано-армянский конфликт, давно позабытый мировым сообществом, неожиданно вспыхнул вновь, докатившись до самой Москвы. «Стол» решил задать несколько наивных вопросов о том, кому же сейчас будет выгодна новая война

Похороны военнослужащих Азербайджана, погибших на границе с Арменией. Фото: Ильхам Мустафа / Sputnik

Похороны военнослужащих Азербайджана, погибших на границе с Арменией. Фото: Ильхам Мустафа / Sputnik

Вопрос № 1: что там происходит? Армяно-азербайджанская война 2020 года несомненно войдёт во все учебники истории как вооружённый конфликт, начавшийся по никому не известной причине. Итак, всё началось с того, что 12 июля 2020 года в 12 часов 30 минут военнослужащие Вооружённых сил Азербайджана по неизвестным причинам подъехали на автомобиле УАЗ к КПП на государственной границе Республики Армения. Судя по официальной информации армянской стороны, азербайджанские военные попытались пересечь госграницу, но были остановлены армянскими пограничниками под угрозой применения оружия. В итоге азербайджанские военнослужащие были вынуждены оставить свой автомобиль на границе и уйти назад пешком. Через полтора часа военнослужащие Азербайджана вновь появились у армянского КПП – вероятно, пограничники вернулись с подкреплением, чтобы забрать свой автомобиль. Далее произошло нечто совсем непонятное. Как следует из официальной информации ВС Армении, министр обороны Армении Давид Тоноян, решив, что в намерения азербайджанских солдат входит «захват пограничной позиции Вооружённых сил Армении», отдал приказ открыть по азербайджанцам артиллерийский огонь. В итоге автомобиль азербайджанцев был подбит, погибло трое военнослужащих ВС Азербайджана.

Мехрибан и Ильхам Алиевы. Фото: kremlin.ru
Усиление Пашаевых уже вызвало недовольство правящего нахичеванского клана, к которому принадлежит и семейство Алиевых. Показательный факт: создав должность вице-президента (по сути, преемника), Ильхам Алиев назначил своим заместителем жену, а не кого-то из своих или же отцовских опытных соратников, показав, что в нахичеванском клане нет сейчас никого, кому бы Ильхам доверял в достаточной мере. Более того, смута между двумя правящими кланами может вызвать настоящую войну между кланами «второго эшелона», контролирующими различные сферы и отрасли экономики. Поэтому перед Алиевым стоит непростая задача перед транзитом власти добиться сплочения нации. Но единственной скрепой, объединяющей полуфеодальное клановое государство в некое подобие общества, стало противостояние внешнему врагу в лице Армении. Так что не исключено, что Алиев вновь решил немного подогреть конфликт ради сохранения власти внутри семьи. У Баку есть немало резонов использовать военный конфликт и просто для того, чтобы отвлечь народ от внутренних экономических проблем. Дело в том, что основная часть бюджета Азербайджана – около 90 % – формируется из нефтедолларов, а когда цены на нефть из-за пандемии резко упали, бюджет Азербайджана столкнулся с серьёзными проблемами, в результате чего возникло серьёзное социальное недовольство.

* * *

Второй бенефициар войны – это премьер-министр Армении Никол Пашинян. Пандемия коронавируса нанесла значительный урон и экономике Армении. Так, в Ереване ущерб от карантинных мер оценивают в 1,5 млрд долларов США. Режим чрезвычайного положения действует с марта, в последний раз его продлили до середины августа. В июне гражданам запретили выходить из дома без маски и документов, ввели штрафы за нарушение этих предписаний. В результате в стране растёт недовольство действиями властей, рейтинг премьер-министра Никола Пашиняна падает, в Ереване и других крупных городах проходят акции протеста. Избиратели всё чаще упрекают революционного армянского президента, что он начал преследовать бывшего президента Роберта Кочаряна (суд трижды арестовывал Кочаряна по различным обвинениям, пока в июне 2020 года бывший президент не был  освобождён под залог в размере более 4 млн долларов США), который считался победителем Азербайджана: в  начале 90-х он был председателем государственного комитета обороны и премьер-министром Нагорно-Карабахской Республики. Словом, не удивительно, что теряющему рейтинг Пашиняну срочно захотелось обрести имидж боевого лидера нации и защитника Карабаха.

* * *

Впрочем не исключено, что военный конфликт начал по собственной инициативе и министр обороны Армении 51-летний Давид Тоноян, который в неформальной «табели о рангах» считается представителем старой номенклатуры. Он выходец из Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Армении, в конце 90-х перешёл на работу в Министерство обороны, дослужившись до поста представителя Вооружённых сил Армении в НАТО. В Брюсселе, как сообщает сайт «Викиликс», Тоноян и был завербован западными спецслужбами. Именно Тоноян лоббировал реализацию проектов создания в Армении американских биолабораторий военного назначения. В этом случае цель интриги проста: это провокация с целью выхода Армении из ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), в которой главную роль играет Россия. Причём стоит отметить, за прошедший год премьер-министр Никол Пашинян сам сделал всё, чтобы поссориться с ОДКБ.

Премьер-министр Армении Николо Пашинян. Фото: kremlin.ru
В частности, он велел арестовать тогдашнего генсека этой организации, армянского генерала Юрия Хачатурова, а затем более года мешал назначению его преемника, тем самым блокируя работу аппарата ОДКБ. Также Пашинян открыто проигнорировал приглашение в Москву на Парад Победы. Теперь же у Еревана есть все причины вообще поставить вопрос о членстве в ОДКБ, ведь на просьбу о военной помощи Москва холодно посоветовала армянам готовиться к мирным переговорам.

* * *

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов  и влияние «турецкого фактора». Турция уже давно считается патроном Азербайджана – всё-таки  азербайджанцы и турки этнически родственные народы. И влияние Анкары на Баку, в том числе экономическое, почти абсолютно. Именно Анкара сделала всё для того, чтобы Азербайджан не стал членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И сейчас турецкие вооружённые силы демонстрируют повышенную готовность вмешаться в армяно-азербайджанский конфликт. Так, вблизи границ с Арменией продолжаются полеты турецких F-16 и БПЛА с полной боевой нагрузкой. Накануне конфликта Анкара выделила Баку целевой кредит в 200 млн лир (свыше 29 млн долларов США) на закупку военной техники. Согласитесь, это совсем не большие деньги – в сравнении с тем, если у турок получится заставить Россию пойти на компромиссы в Сирии или Ливии.

Читайте также