История противостояния
Гибель чернокожего Джорджа Флойда от рук белых полицейский в Миннеаполисе в очередной раз всколыхнула общественность. Пламя недовольства разгорелось так быстро, что движение за равные права чернокожих и белых быстро обрело невиданные до сих пор масштабы. Такого крупного противостояния Соединённые Штаты Америки ещё не видели. К тому же движение Black Lives Matter активно поддержали и другие страны. Но у этих событий – богатая предыстория. Расовые взаимоотношения в США – эдакая пороховая бочка, которая периодически взрывается.
История противостояния чёрных и белых началась давно. По сути, расистский вопрос стал главной причиной гражданской войны в США. Северные штаты выступали за отмену рабства, южные – за его сохранение. Как известно, победили первые. В Конституцию были внесены необходимые поправки, и рабство стало пережитком прошлого. Вот только в реальности всё было не так гладко, как на бумаге.
Ни о каком равенстве не могло быть и речи: белые продолжили смотреть на чёрных как на людей второго сорта. Межрасовые браки были запрещены, чернокожие жили отдельно, ездили в других вагонах поездов, не имели права голоса. И ладно бы, если такое происходило на территориях некогда рабовладельческого Юга, несогласного с поражением в войне. Нет. Ничем не отличались и прогрессивные северные штаты. Чернокожие люди, переселившиеся в земли победителя, столкнулись с жёсткими ограничениями и злобой. Им, нищим и бесправным, приходилось селиться в гетто, где уровень жизни был соответствующим. Понятно, что рано или поздно подобный поведенческий сценарий должен был привести к конфликтам.
Первые стычки не заставили себя долго ждать. В 1919 году в Чикаго, а в 1921 году в Талсе (штат Оклахома) произошли столкновения. Причём, что интересно, инициаторами были белые. Группировки, состоящие из белокожих людей, атаковали чернокожих. Полиция сделала вид, что ничего не происходит.
Но уже в 50-х годах ситуация начала меняться. Борьба за права чёрных и белых стала массовым явлением. Пламя полыхнуло в 1955 году, когда афроамериканка Роза Паркс в алабамском городе Монтгомери не уступила место белому пассажиру. Произошёл конфликт. Чернокожие массово встали на защиту Паркс и бойкотировали работу всего городского транспорта.
В 1962 году произошли массовые беспорядки в штате Миссисипи. Афроамериканец Джеймс Мередит хотел получить образование в местном университете, но ему отказали. Он обратился за помощью в Верховный суд США. На удивление, суд постановил зачислить парня. Но… вмешались власти штата и отказались выполнить решение. Последовали массовые беспорядки, из-за которых в Миссисипи пришлось вводить военное положение с привлечением национальной гвардии.
Через год полыхнуло в пригороде Лос-Анджелеса. Полицейские жестоки избили афроамериканца, который управлял машиной в состоянии алкогольного опьянения. Беспорядки унесли жизни 34 человек, ещё около тысячи получили ранения различной степени тяжести.
Затем был Детройт: 43 погибших, более 7 тысяч арестованных. А в апреле 1968 года в Мемфисе был застрелен главный защитник прав чернокожих – Мартин Лютер Кинг. Волна протестов захлестнула всю страну.
Естественно, в США начали появляться силы, вставшие на защиту прав чернокожего населения. Большинство этих организаций являлись откровенно расистскими и террористическими. Главной своей целью они считали не установления равенства – вовсе нет: они хотели избавить мир от «заразы» в виде белого человека.
Движений и организаций насчитывалось очень много. Но были среди них и действительно сильные партии и люди, которые оставили значимый след в истории борьбы за равноправие. Благодаря их работе в 60-х годах в США появилось первое, если так можно выразиться, поколение чернокожих политиков.
«Чёрные пантеры»
Политическая партия афроамериканцев появилась в 1966 году. И буквально за несколько лет организация эволюционировала из группы идеалистов в полноценных вооружённых радикалов. И борьба за равноправие ожидаемо окрасилась в багровые тона.
В августе 1989 года на одной из улиц Окленда (штат Калифорния) полиция обнаружила тело афроамериканца. Казалось бы, рядовое событие: такое происходило с завидной регулярностью. Собравшаяся толпа не сомневалась: мужчину убили белокожие полицейские-расисты. Оскорбления в сторону стражей порядка с каждой минутой становились всё более громкими и частыми. Но вдруг кто-то крикнул: «Это же Хьюи!» Чернокожая толпа замолчала в ужасе, ведь Хьюи – это Хьюи Перси Ньютон, человек, который некогда являлся лидером радикальной партии «Чёрные пантеры». Смерть Ньютона произвела эффект взорвавшейся бомбы. Никто не сомневался, что именно полиция содействовала (или же бездействовала в нужный момент) устранению «неудобного» чёрного.
Биография Ньютона – само по себе интересное чтиво. Он рос в бедной семье, воровал и рано познакомился с полицией. При этом парень отличался пытливым умом. Он читал труды Платона и Аристотеля, изучал право в колледже, а в институте проникся левыми идеями маоистского движения. Хьюи был уверен, что ликвидировать угнетение можно через народную войну.
Борьба с сегрегацией в США достигла своего пика как раз в 60-е годы. Произошло сразу несколько кровавых событий, объединивших в едином порыве праведного гнева всех чернокожих страны. И в 1966 году Ньютон вместе со своим другом Бобби Силом организовал партию «Чёрные пантеры», отличавшуюся идеей чёрной сепарации с крайне левым уклоном. «Пантеры» собирались бороться с представителями капитализма и буржуазии.
Сил стал председателем и премьер-министром политической партии, Ньютон взял себе пост министра обороны, то есть занялся организацией подготовки чернокожих боевиков, которые должны были охранять афроамериканские кварталы от произвола белых полицейских-расистов.
Как и любая политическая партия, «Чёрные пантеры» нуждались в симпатиях людей и финансовом обеспечении. Первый пункт удалось выполнить через второй. Несмотря на отсутствие равных прав, в США были более чем обеспеченные чернокожие. К ним-то за помощью и обратились «пантеры». Боевики с автоматами наперевес просто просили денег, и те, естественно, не могли отказать.
Часть полученных денег Сил и Ньютон направили на благотворительность, организовав бесплатные завтраки в школах, расположенных в нищих кварталах. Оставшиеся средства были потрачены на закупку униформы и оружия. «Пантеры» ходили в чёрных куртках с эмблемой партии, а также в чёрных беретах. Радикалы патрулировали подконтрольные районы и следили за действиями полицейских. Иногда боевики просто ездили за патрульной машиной и, скажем так, составляли «фотографию рабочего дня» стражей порядка. Если они видели какие-то нарушения, то вмешивались: зачитывали законы и просто морально подавляли полицейских.
– Мы за прекращение войны, но войну можно остановить только войной, и, чтобы отложить оружие, нужно взять его в руки, – говорил Ньютон.
Как известно, где тонко, там и рвётся. Неизвестно, у кого первого не выдержали нервы, но произошел вооружённый конфликт. В итоге один полицейский погиб, другой получил ранение.
После этого инцидента стычки стали происходить регулярно. А глава ФБР Эдгар Гувер заявил, что «пантеры» являются угрозой американской демократии. Но партию активно поддерживали и в США, и за океаном. «Пантерам», например, симпатизировали Жан-Поль Сартр, Анжела Дэвис, Джон Леннон.
После гибели Мартина Лютера Кинга «пантеры» полностью ушли в войну с белокожими. Стычки между боевиками и полицейскими превратились в откровенную войну. Властям США пришлось принять самые жёсткие меры. Полицейские вместе с агентами ФБР устраивали облавы, сажали за решётку лидеров партии. В тюрьме оказался и Бобби Сил. Ньютон сумел сбежать на Кубу, где провёл почти 10 лет. Но едва он вернулся в США, как его арестовали. В 1982 году «Чёрные пантеры» официально прекратили своё существование. А через 7 лет погиб и Хьюи. Причём убил его чернокожий наркоторговец. Такой вот иронический поворот.
Чернокожие потомки древних иудеев
На сегодняшний день в США проживают сотни тысяч чернокожих, которые уверены: они прямые потомки древних иудеев. При этом люди считают, что жители Израиля занимают их землю незаконно. Многие из чернокожих иудеев являются миролюбивыми и законопослушными людьми, но есть среди них и радикалы, мечтающие истребить всех белых.
Эта история приобрела широкую известность в 80-х годах. Тогда в Майами проповедовал чернокожий, который называл себя Брат Любовь. На самом же деле мужчину звали Халон Митчелл. Благодаря обаянию и красноречию он быстро превратился в духовного лидера религиозной ячейки, которая обосновалась на окраине Майами. Сектанты выкупили заброшенное здание склада и превратили его в Храм любви. Митчелл же взял себе имя Яхве бен Яхве, заявив, что является реинкарнацией Мошиаха. По легенде, он прибыл на Землю, чтобы помочь чернокожим – потомкам племён Израилевых.
Деятельность секты набирала обороты. Уже к концу 80-х годов она насчитывала тысячи последователей и обрела внушительную силу. Митчелл и его подручные распространяли Библию, в которой все святые являлись чернокожими. Но это не вызывало возмущения, поскольку сектанты превратили свой квартал в образцово-показательный: они искоренили преступность и наркоторговлю. Власти города были в восторге от этого «религиозного эксперимента». Дошло до того, что мэр Майами Хавьер Суарес в 1990 году заявил, что 7 октября теперь «День Яхве бен Яхве».
Казалось бы, красивая история, что же могло пойти не так? Выяснилось, что под маской добра и любви скрывались радикалы, а Храм любви был местом насилия. Яхве бен Яхве своим последователям твердил, что нужно очистить Землю от «белых дьяволов». Причём к моменту ареста Митчелла его секта перешла от слов к делу. Сначала последователи расправлялись с теми чернокожими, которые отказывались вести войну с белыми. А затем начали «очищать» США от белокожих. Правда, под раздачу попали люди без определённого места жительства. Естественно, точное количество людей, убитых чёрными иудеями, неизвестно. Полиция предъявила Митчеллу и его ближайшим соратникам обвинение в 14 убийствах. Правда, доказать причастность Яхве бен Яхве ко всем эпизодам не удалось. В итоге он получил 18 лет тюремного заключения. Но до освобождения не дожил – подкосил рак.
Дело Митчелла продолжили его последователи. Один из них – Майкл Симонет – даже принял активное участие в предвыборной программе действующего президента США. Симонет заявил, что «чёрные за Трампа».
Отступник Икс
В истории борьбы за равноправие особое место занимает Малкольм Икс. Он приобрёл широкую известность благодаря критике белокожего населения США и расистским высказываниям. Принято считать, что Икс является одним из наиболее влиятельных афроамериканцев.
Биография Икса соответствует его деятельности: в детстве он лишился отца, которого убили белые расисты (правда, это лишь одна из версий), затем Малкольм лечился в психиатрической клинике, рос в приёмной семье, воровал, грабил и оказался в тюрьме.
Лишение свободы сыграло ключевую роль в жизни Икса. Там, за решёткой, он примкнул в религиозной и националистической афроамериканской организации «Нация ислама». А оказавшись на свободе в 1952 году, сумел добраться до самой вершины, возглавив «Нацию».
«Нация ислама» базировалась на превосходстве чёрных, призывала к разделению нации по цвету кожи и требовала дать афроамериканцам гораздо больше прав, чем белым. Причём всего этого националисты собирались добиться самыми радикальными методами. «Нация» часто фигурировала в криминальных сводках того времени. Приверженцы движения то и дело вступали в конфликты с полицейскими, которые, по их мнению, нарушили права чернокожих.
Гром грянул в 1964 году. Малкольм внезапно покинул организацию, заявив, что «разочаровался в её деятельности». После этого Икс перешёл в ислам суннитского направления и отправился в путешествие по Африке и Ближнему Востоку.
Вернувшись, Малкольм создал Организацию афроамериканского единства и корпорацию «Исламская мечеть». При этом его взгляды сильно изменились. Икс заявил: «Я многое натворил, будучи (чёрным) мусульманином, и теперь я сожалею. Тогда я был зомби… Мне указали некоторое направление и приказали маршировать».
И это высказывание стоило ему жизни. Малкольм был убит в феврале 1965 года представителем «Нации ислама», то есть другим чернокожим. И здесь обошлось без вмешательства белых-расистов.