«Возлюбить до конца, к чему бы это ни привело»

27 сентября Православная церковь празднует Воздвижение Креста Господня. «Стол» публикует слово профессора, преподавателя церковного искусства Свято-Филаретовского института Александра Копировского, сказанное по случаю этого праздника

Василий Сазонов. Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. XIX век

Василий Сазонов. Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. XIX век

Многие столетия люди склоняются перед образом Креста Господня. Сегодняшний праздник специально посвящён поклонению Его Кресту, который «воздвигается», т.е. поднимается над церковным собранием.

В тексте Евангелия, которое положено читать в этот день в храмах, Иисус говорит народу, что Сын Человеческий должен быть вознесён от земли. Народ, слушая Его, недоумевал: «Почему ты говоришь о Сыне Человеческом, о Мессии, что Он должен быть вознесён, то есть, что Он уйдет из этого мира? Ведь Он должен пребывать вовек!». Но Иисус здесь имел в виду другое. Он сказал это о Своей смерти, о том, что Он будет вознесён на крест.

Слова «вознесён на крест» – в некотором смысле противоречие в терминах. На крест не возносили, к кресту привязывали или прибивали. Распятие на кресте – позорная и мучительная казнь.

Как же христиане могут праздновать это событие? «Праздновать» – буквально значит отделить себя от обыденности, от изнурительного труда. Празднование же этого события в церкви больше, чем праздник в обычном смысле слова, чем просто отдых, веселье, –  это духовное торжество. В этот день верующие прославляют Крест Господень, но не как орудие казни, а как символ победы Христа над смертью.

В конце богослужения поднимается над всем образ Креста Христова – маленький крест. Такой же символ мы видим и на иконе Воздвижения Креста, где патриарх Макарий держит его над головой. Бывает, что, отдавая дань историческому аспекту события, изображают вместо него большой крест, но символическое значение события и здесь преобладает. Очень красив архиерейский чин Воздвижения Креста: епископ поднимает крест, а два дьякона льют под его основание воду в блюдо, и крест как будто вырастает из него подобно древу жизни. Это прекрасное зрелище призвано возводить ум на Небо, от образа события к его вечному первообразу.

Но исторически само событие было очень страшным. В Западной церкви эта его сторона оказалась воспринятой в первую очередь. К концу Средних веков и позже Распятие стали изображать так, что глядя на него человек содрогался, вспоминая страдания Спасителя. В стихах Анны Ахматовой воспроизводится такой образ: «В каждом древе распятый Господь...».

В Евангельском чтении праздника возникает ещё одна загадка. Трудно понять слова Христа: «Когда вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе». По отношению к Вознесению, когда Христос во славе восходит к Отцу, это можно понять. А что привлекательного в распятии? Чем Христос на кресте привлекает нас к Себе? Никто в мире сем не может этого объяснить. Но Церковь свидетельствует из глубины своего духовного опыта – да, привлекает, поверх всяких рациональных суждений об этом и всего того, что называется в этом мире «пользой». Христианин не может сказать: «Я поклоняюсь Кресту, потому что он меня охраняет». Наоборот. Крест Христов показывает, что цель и смысл нашей жизни не в том, чтобы устроиться в этом мире твердо, надежно, чего-то достичь, что-то построить, насадить и т.д., но чтобы возлюбить до конца, к чему бы это ни привело. И Церковь празднует Воздвижение Креста Господня как явление и победу этой Любви.

Читайте также