Известный голливудский режиссёр Ридли Скотт продолжает переосмысливать место Бога в современном секулярном мире: начало этим размышлениям было положено ещё в «Чужом» и «Бегущем по лезвию», продолжено в «Прометее» и «Исходе» – блокбастере о жизни библейского пророка Моисея. Теперь же Скотт задумался о последних днях существования человечества. Итак, на дворе середина XXII века, на Земле вспыхнули религиозные войны между верующими и атеистами, причём, дабы избежать всех возможных обвинений в оскорблении чувств верующих, Скотт в качестве основной религии Земли избрал митраизм – вернее, культ Солнца Непобедимого, распространённый в Римской империи накануне принятия христианства. В этой религии главным символом было Солнце – отражение непорочного божественного света. Впрочем, тонкости религиозного культа митраистов так и остаются за кадром. Важнее другое: религиозные войны, затеянные для разрешения неустранимых проблем в мировоззрении человечества, привели планету к полной экологической катастрофе, сделавшей Землю непригодной для жизни.
И вот выжившие атеисты посылают двух андроидов на миниатюрном космическом корабле на планету Кеплер-22б (кстати, это реальная экзопланета в созвездии Лебедя, находящаяся в обитаемой зоне солнцеподобной звезды). Первый андроид – это Отец, чернокожий робот-помощник, наделённый зачатками чувства юмора, второй – перепрограммированный боевой робот-некромант по имени Ламия, более известен как Мать. И это действительно «мать»: с собой андроиды притащили контейнеры с шестью человеческими эмбрионами, которые Ламия подключает к своему «телу» и начинает «вынашивать», чтобы затем создать первую человеческую колонию в дальнем Космосе.
Правда, планета Кеплер вовсе не похожа на новый Эдем. Вернее, райский сад на этой планете действительно есть – в зоне тропиков, куда из-за аномальных электромагнитных бурь сесть на космическом корабле невозможно. Поэтому андроиды вынуждены ютиться в пустыне, оставшейся от предыдущей цивилизации, практически бесследно сгинувшей в неведомом апокалипсисе. На память о тех днях весёлых осталось немногое: зашкаливающая радиация, странные дыры в земле, ведущие чуть ли не к центру планеты, и скелеты гигантских змей, ставших виновниками гибели кеплеровского человечества (библейские «пасхалки» рассыпаны тут на каждом шагу). Сами же роботы – это, конечно же, Адам и Ева.
Не так давно (я прошу прощения за небольшое авторское отступление) мне довелось взять интервью у самого настоящего робота-секретаря на какой-то научной презентации в «Сколково». После серии вопросов и ответов я решил постоять немного рядом с андроидом, чтобы послушать вопросы других посетителей. Так вот, практически все интересовались погодой. Сначала я удивился, но потом сообразил, что это своего рода простейший тест Тьюринга на разумность машины, ведь для каждого существа погода является одним из важнейших условий состояния окружающей среды. Но для робота слово «погода» означало только поисковый запрос. И для ответа он каждый раз послушно шёл в Сеть, чтобы выдать стандартный прогноз погоды. То есть на самом деле, если этот робот и осознал бы себя «живым», то только в интернете, где он и проводил большую часть своего времени, тогда как наша с вами «реальность» – это лишь некая зона работы устройств приёма и выдачи информации. Поэтому, по большому счёту, все конфликты между людьми и роботами в будущем будут происходить только в интернет-сетях, и вряд ли это будут конфликты за жизненное пространство, потому что Сеть можно увеличивать бесконечно, в отличие от нашей с вами планеты.
Так вот, в сериале роботы Отец и Мать оказываются насильно разлучены со своим родным виртуальным миром и в итоге превращаются в обычных людей, пусть и одетых в латексные комбинезоны. Исторгнутые из земного технологического «рая», эти самые совершенные механизмы возделывают грядки и строят каменные хижины, как какие-то средневековые крестьяне. И даже ссоры у них чисто человеческие. – Я думала, что мы синхронизированы, Отец. И что мы останемся синхронизированы до конца нашей работоспособности, – упрекает Мать Отца за самодеятельность. Что это, как не напоминание жены мужу о клятве верности до гроба? Роботосемья сталкивается с тривиальными проблемами любой современной семьи: с последствиями родительской гиперопеки, разрушительной как для детской психики, так и для роботородителей; с классической стеной непонимания между поколениями; с детской наркоманией; с этическими аспектами вегетарианства и абортов и даже с банальным вопросом «Кто в доме хозяин?». Причём все конфликты Мать предпочитает решать в типичном женском стиле – криком, превращаясь в злобную фурию, которая способна управляемой истерикой распылять на атомы своих оппонентов.
Словом, нет ничего удивительного, что и на новой планете дела у андроидов пошли не так, как было запрограммировано. Спустя 12 лет из-за повышенной радиации почти все дети погибают, а в живых остается лишь мальчик Кэмпион. С атеистической программой воспитания тоже ничего не вышло: смерть братьев и сестёр заставила мальчика искать Бога, чего запрограммированная Мать одобрить не может. Отец же понимает, что в одиночку Кэмпион на планете не выживет, и, когда на орбите появляется космический корабль-ковчег с митраистами, он собирается подать им сигнал. Но Мать мешает этому плану и превращается в боевую машину-убийцу, уничтожающую космический корабль, чем пугает своего «сына» до ужаса.
Тем не менее уцелевшие митраисты всё-таки высаживаются на планете, и бессмысленная война продолжается. В ходе боевых действий выясняется, что конфликт между атеистами и митраистами имеет такую же природу, как и конфликт между свифтовскими тупоконечниками и остроконечниками. Атеисты, традиционно выступающие вроде бы за прогресс против религиозного мракобесия, на деле проигрывают научно-техническое состязание митраистам, которые и придумали боевых роботов-некромантов (Ламия, как выясняется, – это захваченный в плен робот митраистов). При этом сами атеисты при всей своей болтовне об этических принципах и морали призывают в армию детей с 12 лет, тогда как всё «мракобесие» митраистов заключается в том, что они отказываются отдавать детей на воспитание андроидам, которых они сами же и создали.
С другой стороны, и последователи Митры демонстрируют все прелести крупного религиозного института: подковёрные интриги за власть, изнасилования девочек-послушниц, ритуализированность всех форм жизни при полной пустоте внутреннего содержания. Духовная жизнь здесь настолько не важна, что главному герою – атеисту – хватает всего нескольких ритуальных фраз, чтобы втереться в доверие к религиозной общине и даже обрести репутацию пророка. В итоге те и другие, лишившись веры в Бога, легко становятся послушными игрушками в руках тёмных сил. Всё переворачивается с ног на голову, чужие становятся ближе, чем свои, андроиды в итоге рождают не новое человечество, а новых инфернальных чудовищ. А волки? А волки оказываются гораздо ближе, чем вы думаете. Неутешительный прогноз для нашей с вами цивилизации.