От мирян – миру, от сердца – к сердцу

Медиапроект «Стол» подводит итоги спецпроекта о служении мирян

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Наблюдательный читатель мог заметить, что конец 2024 года на «Столе» был отмечен обилием публикаций о служении мирян в церкви. Так мы откликнулись на призыв Священного Синода Русской православной церкви рассмотреть сложный вопрос служения мирян соборно. Итогом работы стали 20 взятых и подготовленных к публикации интервью: четыре – с епископами, восемь – со священниками, ещё восемь – со служащими мирянами. Каждый разговор отличался и по своему объёму, и по содержанию, но строился вокруг трёх основных вопросов:

– Что можно назвать служением?

– Кто такие миряне?

– Что значит служить церкви и в церкви?

Со всеми беседами читатели могут познакомиться, если поищут на «Столе» тэг #служениемирян. Оценив уникальность собранного материала, команда аналитического центра при медиапроекте «Стол.ком» проанализировала содержание интервью, подготовив наглядную презентацию, а также провела круглый стол с участниками нашего проекта, обсудив полученные результаты. Спешим поделиться и тем, и другим с нашими читателями.

Что мы узнали о мирянах и их служении?

Наши собеседники очень по-разному отвечали на вопрос, кто такие миряне. Скажем, епископ определил их место в системе иерархического церковного устройства, пояснив, что «миряне – это основные помощники настоятеля». Священники указывали на некую регулярность труда, которая ожидается от мирян – тех, «кто чем-то добрым в церкви систематически занимается». А сами миряне часто отмечали собственную активность и небезразличие как признак реального включения в церковную жизнь. Слово «миряне» при этом многим собеседникам казалось недостаточно точным и нуждающимся в пояснениях. Предлагались перспективные замены: верные, прихожане, общинники, Народ Божий, лаики. Самой популярной из них, вероятно, можно считать обращение «братья и сёстры». 

Патриаршее служение в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Храме Христа Спасителя. Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ru
Патриаршее служение в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Храме Христа Спасителя. Фото: Олег Варов / foto.patriarchia.ru

Служение тоже не имеет какого-то одного внятного определения. Кто-то описывает его функционально, как «конкретную деятельность», кто-то говорит об изменении жизни («служение – это то, что становится сутью твоей жизни»), а кто-то указывает на духовное измерение служения, когда важно не что делать, а как и в каком духе делать. Все эти планы сложно совместить. Кроме того, понятие «служение» двоится: собеседники отмечают, что есть общее служение всех христиан (свидетельство, «апостолат мирян»), а есть конкретные личные служения (в области миссии, милосердия, информации и т.д.). Это опытное знание наших спикеров. Если собрать все подходы к определению служения мирян в церкви, высказанные в 20 интервью, можно обнаружить семь наиболее часто упоминаемых признаков служения:

– БОЖИЙ ДАР – благословение Божье / дар / призвание / присутствие Духа Святого / призыв Божий / тихая радость / красота;

– ВЕРНОСТЬ ПУТИ – внутренняя настройка / внутренний долг / свободная добрая воля / суть жизни / внутреннее устроение / благодарность Богу / радение; 

– ЦЕЛОСТНОСТЬ – качество жизни / образ жизни / единство слова и дела / целостность / ответственность / церковность / естественность;

– РЕГУЛЯРНОСТЬ – постоянство / систематичность / последовательность / конкретность;

– СОБИРАНИЕ – магнетизм / собирает других / собирает церковь; 

– СОГЛАСИЕ – благословение настоятеля / церковной общины;

– ДОБРОДЕТЕЛЬНОСТЬ – бескорыстие / высокие цели жизни / стремление к добрым делам.

Никто не назвал все признаки разом: обычно в одном интервью упоминаются два-три из них или вовсе один – ключевой для собеседника, но общий перечень позволяет увидеть, какая сложная, восходящая к Евангельскому откровению о Боге и человеке реальность стоит за словом «служение».

Прихожане монастыря на берегах Амура. Фото: Олег Семенов / foto.patriarchia.ru
Прихожане монастыря на берегах Амура. Фото: Олег Семенов / foto.patriarchia.ru

Что мы узнали о церкви в церкви?

А вот в определении церкви все интервьюируемые оказались на редкость солидарны друг с другом. На первый план вышли те характеристики церкви, которые восходят к образу «единства в многообразии»: «это наше общее дело»,  «все верующие, а не только клир», «всё сообщество верующих во Христа», «это все мы», «в первую очередь люди», «это мы», «единство духовного порядка», «собрание». Получается, что сам разговор о служении мирян возможен преимущественно тогда, когда церковь понимается соборно, как живой организм, в котором всем есть место. 

Наши собеседники указали также на возможную помощь в обретении служения, которая была бы полезна всем верным: это, во-первых, мудрое пастырство со стороны духовно старших людей, священников; во-вторых, научение основам веры, образование, «воспитание к служению». А реальной помехой выходу на служение собеседники считают столкновение с «бюрократическим» бездушным двойником церкви. «Если над твоим служением обязательно появляется ещё какой-то начальник, который будет регламентировать твою деятельность, – это чревато тем, что всё провалится», – заметил один из наших спикеров. 

В ходе круглого стола, на котором состоялась презентация исследования, собравшиеся обнаружили себя «птенцами» разных «гнёзд» и духовных традиций: главред издательства «Никея» Сергей Комаров был поставлен на служение о. Андреем Ткачёвым; катехизатор Елена-Саломея Городилова – о. Павлом Островским; глава молодёжного движения Анастасия Паранина – о. Андреем Юревичем, а редактор «Стола» Олег Глаголев – о. Георгием Кочетковым Это открытие вдохновило всех присутствующих тут же исповедовать реально наблюдаемое за круглым столом «единство в многообразии», открывающее радость живого обмена опытом. Возникла спасительная мысль, что собирать единую номенклатуру служений, выверять универсальные признаки – дело, может быть, полезное, но ещё интереснее изучать «служащие миры», те реальные сообщества верующих, в которых действует дух служения – многообразно и плодотворно. В этом направлении мы и надеемся развить спецпроект про служение мирян: исследовать конкретные общины и приходы – в их уникальном восприятии жизни и служения в церкви, созидающем богатство православной традиции. Если вы знаете такой готовый к общению приход или общину – сообщите, пожалуйста, нам на редакционную почту: hello@s-t-o-l.com

И напоследок несколько ключевых цитат прошедшего круглого стола:

Сергей Комаров. Фото: vk.com/sergey__komarov
Сергей Комаров. Фото: vk.com/sergey__komarov

«Надо говорить о воспитании активных мирян в церкви, как они получаются вообще. Бывают какие-то самородки, которые вдруг появились откуда ни возьмись, но это очень редко бывает. Как правило, активный мирянин вскармливается, воспитывается. Часто активный настоятель в нём пробуждает эту тягу к служению».

Сергей Комаров,

главред издательства «Никея»

Елена-Саломея Городилова. Фото: t.me/ElenaSalomeya
Елена-Саломея Городилова. Фото: t.me/ElenaSalomeya

«Нужно душепопечение, человеку нужен человек, и таким человеком может быть мирянин. То есть духовником, в принципе, для человека может стать мирянин. Он ему поможет, он поможет ему обосноваться в этой общине. То есть человек пришёл в первый раз в храм. Каким концом свечку ставить – я не знаю. Что делать? У него должен появиться такой вот человек, который ему поможет».

Елена-Саломея Городилова,

катехизатор

Анастасия Паранина. Фото: vk.com/nastina_zhizn
Анастасия Паранина. Фото: vk.com/nastina_zhizn

«…В целом, если мы возьмём любое служение, то всё сводится к открытому диалогу. Если есть диалог между священнослужителем и между мирянами в храме, между верными, то тогда возможно служение и возможна как раз общинная жизнь. Почему сейчас так остро стоит эта проблематика? Потому что как раз есть некая стена. Человек приходит в церковь, и он не знает, что ему дальше делать. Он зашёл – и он попал в вакуум».

Анастасия Паранина,

руководитель молодёжного проекта «НаВстречу»

 

Александр Копировский. Фото: sfi.ru
Александр Копировский. Фото: sfi.ru

«В давние ещё советские годы в Елоховском соборе служил отец Виталий Боровой. И вот он однажды по окончании службы обратился ко всем с такими словами: “Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с причастием. Вы сегодня причастились Христу. Но тот из вас, кто не причастился друг к другу, он не причастился Христу”. Повернулся и ушёл. Три тысячи человек стоят как вкопанные, друг на друга смотрят.

“Это я тебе должен причаститься?”. Совершенно новая постановка вопроса. Но вот тишина, которая там стояла, – я её не забуду. Все замолчали. Причастие Христу через причастие друг к другу во время Евхаристии – вот это, конечно, залог развития отношений. После этого невозможно взять и просто разойтись. Что-то требуется дальше».

Александр Копировский,

ректор Свято-Филаретовского института

Читайте также