Пропаганда террора

Почему наши улицы до сих пор носят имена убийц и террористов

Фото: Александр Уткин / РИА Новости

Фото: Александр Уткин / РИА Новости

Возвращение исторических названий городам, улицам и другим географическим объектам началось в 90-е годы. Ленинград вновь стал Санкт-Петербургом, Калинин – Тверью, а Свердловск – Екатеринбургом. Но волна переименований вскоре утихла. Сейчас, если изменения где-то и происходят, то почти незаметно. При этом инициаторы переименований обычно не связывают возвращение или смену названия с декоммунизацией или десоветизацией.

Победа Октября

В начале ноября в Пскове администрация предложила жителям выбрать название для сквера. Голосование проходило на портале «Мойрегион60.рф» с 9 по 17 ноября. Лидировало название «Сквер искусств», но в последний момент вперёд вырвалось прежнее имя – «Сквер 60-летия Великого Октября».

Псковские активисты выяснили, что голосовали не только граждане города, но и участники крупных про- и антикоммунистических сообществ в социальных сетях. После жалоб на накрутки от жителя Пскова Аркадия Салопова губернатор Михаил Ведерников обещал передать информацию администрации и сказал, что результаты голосования за последние шесть часов будут аннулированы. Однако 19 ноября Александр Коновалов, замглавы администрации Пскова, сообщил, что «накрутки» и «сторонние вмешательства» не были обнаружены. Голосование признали честным и справедливым.

Фото Александра Родионова из социальной сети vk.com

Активист движения «Городские проекты в Пскове» Александр Родионов вышел на одиночный пикет за переименование сквера. «Стол» взял у него комментарий:

«Стоит вам оказаться в этом сквере, чтобы увидеть, что название “Сквер искусств” – наиболее подходящее для этого места. Какое отношение оно имеет к 60-летию Октября? Никакого. “Шестьдесят лет Октября” – не благозвучно, это даже сложно выговорить. Исторические названия возникают органично из жизни каждого отдельного места. Данные в последнее столетие типовые имена многих скверов, парков и улиц никак не связаны с местной традицией и историей. Это вандализм. Поэтому вся эта борьба за имена – это борьба за память и за здравый смысл. Чтобы начать новую жизнь, отмыться от позора Советского Союза, нужно признать все его преступления против собственного народа. Перед нами есть опыт западных стран, где был фашизм. Коммунизм, я думаю, стоит включить в список деструктивных идеологий наравне с фашизмом.

Среди современных коммунистов есть те, кто верят в свои идеалы, и те, кто продвигают коммунистическую повестку, потому что им это выгодно, как это и произошло в случае со “Сквером искусств”. В Советском Союзе тоже жили талантливые и инициативные люди, которые, несмотря на жесткую цензуру, создавали прекрасные мультфильмы, музыку или литературу. Это не заслуга компартии. Наша история (и ошибки, и достижения) может быть хорошим основанием для возрождения России. Только нужно всё расставить по своим местам».

Таруса

Где-то побеждает «Октябрь», а где-то побеждают «Октябрь». Городская дума Тарусы приняла решение о переименовании 16 улиц, убрав имена Каляева, Ленина, Урицкого, Свердлова и других преступников. Прецедент по своей решительности и адекватности для нашей страны уникальный. Как в России, где центральные улицы и площади едва ли не в большинстве населённых пунктов носят имя Ленина, возможна подобная «самодеятельность»?

Есть «конспирологическая» версия о том, что местным чиновникам была дана отмашка сверху, чтобы проверить, какой будет реакция населения на подобные изменения. Но самое большое переживание граждан было о том, как практически это отразится на их жизни: будут ли, например, сложности с переоформлением документов?

Ошибочно думать, что названия географических объектов, которые нас окружают, на нас никак не влияют. «Идём мы по любому из русских городов. Мы идём по улице Ленина, понятное дело – центральная улица. Сворачиваем на Кирова, потом Гагарина, потом Жукова, потом Свердлова, потом Пушкина. И создаётся ощущение, что это равновеликие имена», – говорит Юрий Бондаренко, президент фонда «Возвращение». Парадоксально, но в России многие церкви стоят на улицах, названия которых так или иначе связаны с отвержением всякой религии, с гонениями на верующих. Например, в Тюмени храм Михаила Архангела расположен на улице Ленина в Калининском округе, а напротив мемориального знака в память о жертвах политических репрессий находится Площадь борцов революции.

В нашей топонимике сплошь и рядом встречаются фамилии тех, кто повинен в массовых репрессиях в СССР: Молотов, Калинин, Каганович, Ворошилов. До сих пор 27 улиц в стране носят имя Сталина. С одной стороны, репрессии официально признаны преступлением, с другой, есть множество улиц, названных в честь людей, которые оставляли свои подписи на расстрельных списках. Терроризм, согласно УК РФ, –  преступление, но остаётся около 6 000 памятников Ленину, который открыто писал о необходимости террора: «Было бы желательно и с нашей точки зрения необходимо для соглашения, чтобы вместо общего призыва к ”единичному и массовому террору”  задачей соединённых действий было поставлено прямо и определённо непосредственное и фактическое слияние на деле терроризма с восстанием массы» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 9, с. 280). Что должно твориться в сердце и в голове человека, который видит всё это каждый день, когда просто выходит из своего дома?

Вид на площадь, проспект и памятник В.И.Ленина в Туле. Фото: Федор Лавров

Короча

Следом за Тарусой произошло еще одно массовое переименование. 2 декабря в городе Короча было решено вернуть ряду улиц и переулков их исторические названия, существовавшие до 1920 года. 

Жители города отреагировали, написав жалобу на врио губернатора Белгородской области. Главу района обвинили в давлении на чиновников городского совета. Он в свою очередь эту информацию опроверг. 

Сейчас, кажется, нет сомнений в том, что улицы будут переименованы. Нажим ли это сверху или личная инициатива местных чиновников, мы вряд ли точно узнаем. Остаётся надеяться, что депутатов города Короча настигло осознание того, что улицы русских городов должны называться по-русски, а не именами чужаков, преступников и кровавых событий. 

Бессмертный Войков

Около 30 лет длится дискуссия об использовании имени Петра Войкова в топонимике нашей страны. Главным образом она вращалась вокруг станции метро «Войковская» и Войковских проездов. По данным фонда «Возвращение», в 2011 году как минимум 131 улица носила имя Войкова. На сегодняшний день, по данным ФНС, имя Войкова 184 раза встречается в топонимах России.

Чем особенно знаменит Пётр Войков? Участием в терактах как член боевых дружин РСДРП, в убийстве царской семьи, в продаже за рубеж сокровищ императорской семьи. Многие общественные деятели и организации в связи с этим активно выступали за переименование станции метро в Москве. В 2015 году на электронном референдуме в системе «Активный гражданин» победило прежнее название. Войковский район Москвы и Войковские проезды так и не были переименованы. Не имели успеха переименования улиц Войкова в Дедовске и Томске. Случаев состоявшегося переименования меньше. Свое право называться «Балтийской» вместо «Войковской» в 2016 году отвоевала железнодорожная пассажирская платформа Малого кольца Московской железной дороги. В 2018 году во Владикавказе улица Войкова вернула себе историческое название – Рождественская.

В основном в роли сторонников использования имени Войкова в топонимике выступают представители КПРФ. Нельзя трогать «героическое советское прошлое» и «героев Страны Советов». В 2015 году они даже предлагали ввести 25-летний мораторий на переименования. Другие противники переименований считают, что смена названий может способствовать потере памяти о прошлом нашего государства.

Сложно сказать, что хуже: искренняя преданность «героическому советскому прошлому» или полное безразличие к любому прошлому, каким бы оно ни было. В нулевых годах люди выбрали благополучие и комфорт, отказавшись от притязаний на всякую идейную борьбу. Не важно, как называется твоя улица, кто твои герои, главное – сытая и благополучная жизнь. Люди на постсоветском пространстве за прошлое столетие так устали от потери близких, преследований, голода, переселений, дефицита, что просто ищут покоя и уюта. Это можно понять, но хочется верить, что наступит момент, когда мы перестанем давать своим улицам имена людей, главными достижениями которых были убийство и жестокость.

Читайте также