«Я хотела Снегурочкой! Но все должности были заняты»

Деды Морозы рассказали журналисту «Стола» о том, легко ли сегодня дарить людям ощущение праздника

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

В Москве стало слишком много Дедов Морозов и Снегурочек: только на сайте «Авито» зарегистрировано более 11 тысяч предложений вызвать главных новогодних героев на дом. Это и понятно. Многие актёры уже давно сидят без работы. Спектакли переносятся, залы нельзя заполнять больше чем на 25 %, театры терпят убытки, Гамлеты и Одетты идут в дворники, курьеры, строители. А в Новый год все они надевают костюмы Дедов Морозов, надеясь на прежние заработки. Но в то же время в Москве спрос на услуги костюмированных аниматоров упал процентов на 70. Массовые мероприятия отменили, по офисам ходить запретили, и всякий потенциальный клиент требует справку о наличии антител к коронавирусу.

Несколько Дедов Морозов рассказали журналисту «Стола» о том, легко ли сегодня дарить людям ощущение праздника.

VIP Дед Мороз и Снегурочка на до

Виктория, стаж – 3 года, аниматор, актриса: – Я  и мой дед работаем в тематическом московском парке «Остров мечты». Пандемия немного повлияла на наши зарплаты, но нас спасает то, что у нас есть антитела! Справка очень важна.  Наши старые клиенты передумали от нас отказываться, когда мы сказали, что переболели с дедом в октябре. Новые заказы тоже появляются, мы выдвигаем рекламы в соцсетях, везде. Даже больше стало заказов, причём за счёт подпольных офисных сотрудников.  Детские праздники и квартирные проходят теперь в основном на улицах, это очень-очень востребованный формат.

Онлайн-заказы просят, но мы отказываемся: хотим дарить живые эмоции, обмениваться энергией. Конкуренции стало больше. Сейчас все актёры покупают себе костюмы Дедов Морозов и Снегурочек и идут работать, потому что другой работы у них нет.

Дед Мороз и Снегурочка с антителами

Пётр, стаж – 3 года, студент 4-го курса, технолог пищевых производств:

– Дедом Морозом я стал давно – три года назад – ради дополнительного заработка. В этом году меня первый раз позвали в офис выступить. Я согласился, жду, волнуюсь. А в основном публика всё та же: родители для детей 3–7 лет. Почему-то чаще, чем в прошлом году, я попадаю в неловкие истории, когда в костюме Деда Мороза в подъезде к кому-то поднимаюсь, обязательно встречаю посторонних детей. Они радуются, а я ничего не могу сделать, говорю: «Малыш, я не к тебе пришёл, а к тебе я тоже приду, но позже». Для меня уходящий год был не тяжелее, чем остальные. Ему символ Крысы как нельзя лучше подходит: мы все сидим по своим норкам, всё туда тащим, оттуда работаем.

Я желаю всем ничего не бояться, чаще самим себе устраивать праздники. А как технолог пищевых производств я ратую за улучшение питания в стране. Беда с ним, особенно когда сидишь дома и заказываешь еду из фастфудов. Ужасно. Пусть новый год принесёт всем нормальную еду, а не фигню всякую!

Дед Мороз с антителами

Руслан, стаж – 3 года, финансовый аналитик:

– Я работаю Дедом Морозом, потому что люблю детей, позитивные эмоции и финансово это очень хорошо оплачивается. Правда, в этом году у меня пока нет ещё ни одного заказа. Мне прямо обидно. А в прошлом году, конечно, заказы были. Мне 21 год, я уже давно в анимации. Когда я учился в институте, то вёл мероприятия различные. И как-то организовывал поездку в один детский центр благотворительный. Моё объявление «Дед Мороз с антителами» работает, но не так, как надо. Звонки на телефоне раздаются всё время, но заказчики не звонят. Не знаю, с чем это связано. Может быть, с ценником. Хотя больше 15 тысяч рублей мне до 10 января, наверное, вряд ли получится сделать. У меня лично этот год просто прекрасный, это год любви! И у него символ – сердечко. Я встретил прекрасную даму! И всем вашим читателям советую, чтобы они не отчаивались. Никакие вирусы и коронавирусы им не должны помешать. Я наколдую, чтобы у всех были взлёты, прибыли, доходы и рентабельность улучшилась. 

Снегурочки поздравляют с Новым годом пациентов Морозовской больницы. Фото: Павел Бедняков / РИА Новости
Снегурочки поздравляют с Новым годом пациентов Морозовской больницы. Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

 

Дед Мороз и Снегурочка VIP

Леся Ки, стаж – 3 года, ведущая, организатор мероприятий:

– Мы в этом году на новый уровень перешли, выступаем в VIP-костюмах, так что заказов стало ещё больше. Наши клиенты ничего не боятся. Мы собираем огромные дворы, человек 30 детей, родителей в два раза больше, присоединяются зеваки. Все обнимаются, все без масок. Люди просто устали уже от этого тяжёлого года и поддаются праздничным порывам. Мы с Дедушкой Морозом всё время передвигались на общественном транспорте и решили-таки взять себе водителя, потому что не справлялись уже с этими сумками. Мы всё время их переставляли, переодевались в подъездах.

В общем, взяли себе водителя, женщину, сказавшую, что у неё стаж 20 лет. Она ехала так медленно, что мы опаздывали даже на заказы с промежутком в два часа, постоянно всех ругала матом, чуть не дралась с Дедом Морозом на первом пассажирском сиденье. А между этими поездками приходилось радовать людей, дарить им счастье. Атмосфера в целом была незабываемой. А ещё помню: мы в метро возвращаясь, заказов больше не планировалось. И вдруг нам звонят из VIP-ресторана: «Срочно! Вы сейчас где? Приезжайте!». А мы как раз в одной остановке ехали, и оп! Экспресс-заказом примчались, отработали программу, и нас очень щедро отблагодарили. Ещё у нас есть девочка маленькая, инвалид, она не ходит. Из года в год мама её заказывает, ребёнок нас ждет. Девочка очень умная и внимательная, помнит мельчайшие детали наших костюмов прошлых лет. У моей Снегурочки есть такая фишка: я девочкам и мальчикам в конце поздравления даю льдинку и говорю:

– Если тебе будет грустно в течение года, потри льдинку, и мы с дедушкой Морозом обязательно о тебе вспомним и привнесём в твою жизнь яркие моменты!

Эта девочка хранит все мои льдинки в ценной шкатулочке. Это так трогательно, что мы с трудом оттуда уезжаем. Символ уходящего года – маска. Мы часто на своих программах в ресторанах спрашиваем:

– Что повесим на ёлочку?

Самый частый ответ:

– Маску!

– Да зачем нам нужна эта маска! – смеюсь. – Она и так весь год с нами, вы ещё на ёлку её хотите повесить.

Дед Мороз и Снегурочка, профи без посредников, VIP

Филипп, стаж – 5 лет, актёр:

– Я стал Дедом Морозом ещё до пандемии, занимался детскими праздниками, параллельно учился в театральном. В пандемию отпали все школы и детские сады, люди болеют, очень многие уезжают куда-то на Новый год, причём именно 31 декабря. Спрос рухнул минимум в два раза. 

Товарищи! Я надеюсь, что буду с ужасом вспоминать уходящий 2020 год, а не 2021. Как Дед Мороз делаю – что могу! Надеюсь, что получится лучше, чем в прошлый раз. Наколдую здоровья, путешествий побольше, доездить и догулять всё, что не доездили и не догуляли в этом!

VIP Дед Мороз и Снегурочка на дом

Азат Батталов, стаж – 5 лет, аниматор, программист:

– Программирование – это тоже моё хобби. А основная профессия, по которой я никогда не работал почти, – руководитель предприятия. Года три я проработал в сотовой связи и понял, что мне не нравится работать с претензиями, разруливать ситуации. Друзья предложили попробовать поработать с детьми, мне это безумно понравилось, и вот я Дед Мороз уже больше пяти лет.

В пандемию гораздо осторожнее относятся к работе Дедов Морозов, берут только тех, с кем работали раньше. Спрос на Дедов Морозов не упал, а перешёл в другое русло. Стало заметно, что информация распространяется больше по сарафанному радио, требуют справки. Я каждые три дня сдаю на ПЦР. Очень нравится, когда приходишь в семью, а тебе читают стихи на французском языке, немецком, итальянском. Я не понимаю, но ценю. Недавно мы пришли в семью, а там перед нами целая музыкальная группа детей выступила: бас-гитара, клавишные, ударная установка, вокал. Здорово! Работать пришёл я, а праздник устроили мне. Мы не только по обеспеченным семьям ходим, но бывает, по своим тоже. Мы же тоже с какого-то уровня росли, есть база знакомых, с которыми часто общаемся и работаем с ними по старым ценам, потому что просто приятно к ним приходить. Желаю всем изучать прикладные науки, иметь несколько хобби. В пандемию я, увлёкшись программированием, написал мобильное приложение для аниматоров – для Android, iOS. Оказалось, это несложно. Учитесь, развивайтесь, не болейте. 

Дед Мороз на Никольской улице в Москве. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Дед Мороз на Никольской улице в Москве. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Дед Мороз и Снегурочка vip (premium)

Андрей Лукьянов, стаж 10 лет – солист оперного театра, баритон, основатель вокального проекта Dream Voice:

– Мы со Снегурочкой получаем огромное удовольствие от работы в Новый год. Один год как-то решили пропустить и так стало тоскливо. Мы любим эти ощущения встретить этот бой курантов в дороге, в ресторане или где-то далеко от Москвы. Изменения в этом году, конечно, есть. У нас до сих пор свободно время 1 января 00 часов – самое рабочее. Ведь массовые мероприятия разрешены теперь только до 23 часов. Не могу понять, почему до 23 часов можно, а после – нельзя? Большой вопрос у всей страны, у всех людей, с искусством связанных. Почему в театрах 25 % заполняемость должна быть, а в вагонах метро в час пик люди друг на друге едут? Нам жаловаться грех. Наш театр нас не бросил, платил зарплату в полном объёме. Не знаю, выходит ли он в ноль. В одном московском театре, знаю, в течение трёх месяцев платили по 10 тысяч рублей – живи, как хочешь. Коммунальные платежи – 12 тысяч. И становится понятно, почему в этом году среди Дедов Морозов стало больше профессиональных артистов. В нашем вокальном проекте Dream Voice – артисты разных музыкальных театров, так у нас сейчас ничего нет вообще.

Корпоративы отменяются, переносятся, денег нет. Есть агентства, куда можно устроиться на работу, но я сам пробовал и теперь никому не советую. Минимум 50% дохода агентство забирает себе, а обычно – все 70%. Возможно, это логично, потому что они много денег  вкладывают в рекламу. Миллионы могут положить ради первых строк в поисковых строках. Но тогда артист работает за гроши. А конкуренция среди Дедов Морозов очень высокая. И это большой вопрос, с кем конкурировать. Некоторые действительно хорошие ребята, новогодние волшебники. Но есть и просто желающие подработать, устроить демпинг, взяв костюм из Ашана, не умея ни петь, ни танцевать, ни говорить. Мы профессиональные артисты, свои навыки мы приобретали всю жизнь: учились, трудились и поэтому мы стоим дороже. Каждый раз приходится это объяснять новым заказчикам.

Мы всем театральным миром верим, что когда-нибудь это всё закончится, и жизнь снова потечёт без всяких коронавирусных ограничений. И всё у всех в 2021 году будет хорошо. Мы всем желаем здоровья! Мой Дед Мороз поёт оперные партии, а Снегурочка может позволить себе не только оперу, но и эстраду. У нас есть переделка на русский язык песни ABBA «Happy New Year». Я сейчас её вам спою, потому что мы, оперные артисты, без музыки слов не помним, есть такое дело. У нас слова обязательно к музыке привязаны.

VIP Дед Мороз и Снегурочка

Анатолий, стаж – 11 лет, актёр, ведущий, диктор, организатор проектов в инвент-индустрии, победитель конкурсов Дедов Морозов:

– Этот год показал, что вскоре разовьётся ещё одно направление индустрии Дедов Морозов – цифровое. Пандемия дала возможность Дедам Морозам создать что-то новое, потому что старое не работает. Отменились большие проекты, такие как «День рождения Деда Мороза», «Путешествие в Рождество». Я сейчас говорю обо всей индустрии Дедов Морозов в Москве, Московской области и некоторых других областях. Корпоратив ушёл в подполье. Я занимаюсь большими проектами, так вот спрос на Дедов Морозов упал где-то на 70 %. Кто-то из Дедов Морозов приспособился общаться с ребёнком онлайн. Активно будут развиваться видеопоздравления: их на рынке много, и есть очень хорошие. Мы, например, с моей командой придумали целое онлайн-путешествие. В рамках нашего проекта «Корпорация Деда Мороза» запустили онлайн-квест: целую неделю до 31 декабря Дед Мороз выходит с детьми на связь, и они вместе спасают Новый год от Ледяного короля, получают задания, проходят мастер-классы, пишут письма родным, а каждый вечер я им читаю сказки перед сном. А наш большой проект «Карамельная фабрика Деда Мороза» закрылся в начале декабря. Это был мастер-класс в огромном помещении по изготовлению карамели со спектаклем и элементами шоу. Проект здорово развивался и даже пошёл в регионы, в прошлом году мы на пять новых городов вышли. Но случилась пандемия. Окончательные убытки подсчитаем 15 января. Избежать их было нельзя, потому что начинаем готовиться чуть не с лета. Изготавливали реквизит, оплачивали персонал, артистов, грузчиков. У наших конкурентов дела не лучше. «Крокус» ещё с лета сказал, что не будет функционировать в этом сезоне, у них простаивает площадка.

Будем честными. Если не брать больших медийных лиц, таких как Саша Петров или Данила Козловский, у большинства артистов, окончивших театральный институт, и без пандемии весь год минимальная зарплата близка к минимальным заработкам. Новый год – это для нас возможность закрыть кредиты, отложить себе хотя бы на отпуск. Зарплата в театрах не позволяет ездить в отпуска – значит, в 2021 году с уменьшившимся рынком Дедов Морозов артисты никуда не поедут и ещё туже затянут пояса. Особенно те, кто не был в штате театров, работал по контракту и зависел от количества сыгранных спектаклей. Они сейчас соглашаются на любую работу: улицы подметают, курьерами работают. Если увидите поющего дворника – знайте, что это артист. У меня не так много знакомых в музыкальной сфере, но есть шутка, что все музыканты консерватории пошли работать в доставку еды. У меня есть знакомые артисты престижных театров, которые в пандемию ушли работать на стройку. Съёмок нет, а как выживать, семью кормить?

Тем не менее пандемия – это двигатель прогресса. Новый век требует осваивать новое медиапространство – например, нужно идти в Тикток, учиться новым технологиям, которые дают очень много инструментов для создания волшебства...

* * *

Дед Мороз Маргарита, логопед Дома ребёнка (работает Дедом Морозом бесплатно):

– Я хотела Снегурочкой! Но все должности были заняты. Да, было бы намного лучше, если бы Дедом Морозом был мужчина. Но мы работаем с особыми, не говорящими детьми, и важно знать специфику. У нас нет мужчин-педагогов, и это огромная боль. Мужчина в педагогике необходим, этот баланс у нас катастрофически нарушен. Не только в Доме ребёнка, но и в школах, везде. Мужчина по-другому объясняет, расставляет акценты, иначе влияет на развитие детей. А у детей-сирот, воспитанников Дома ребенка, и вовсе одни тётки перед глазами. То есть у них вообще не формируется образ мужчины ни на визуальном, ни на слуховом уровнях. Вот поэтому сироты обычно очень боятся мужчин. Мы своих мужчин – техников, электриков – всегда просим иногда заходить в группы,  чтобы дети по ним поползали. В прошлом году Дедом Морозом была воспитатель, а в этом году предложили мне. Так как опыта у меня не было, я надела бороду с усами прямо перед выходом. Когда я начала водить хоровод, танцевать, играть, испытала нехватку кислорода. Усы с бородой перекрыли доступ к кислороду, они же синтетические. Минут семь я в себя приходила и поняла, почему Деды Морозы всегда такие степенные! В следующем году, если меня снова поставят Дедом Морозом, буду тренироваться прыгать с бородой заранее. Понимаете, Дед Мороз – логопед отличается от всех прочих тем, что он обязательно много говорящий, много танцующий, и дети его знают, так как он сам с ними учит эти стихи.

Дети безбоязненно к нему подходят, садятся на руки, прикладываются головой к бархатно-богатому халату, обнимаются. Они меня узнали, конечно: этот голос с ними с утра до вечера, по именам знает.

Читайте также