Социологи из ИНСАП РАНХиГС уже несколько лет спрашивают россиян (выборка – около 9 500 респондентов) об их репродуктивных планах. И если в 2015 году только 5 % бездетных соотечественников до 50 лет говорили, что детей иметь не собираются, то в 2020 году таких оказалось 22 %. Резко увеличился процент «отказников» и среди тех, у кого уже есть один ребёнок: в 2017 году 32 % родителей с одним ребёнком отказывались завести второго, сегодня уже 52 % не хотят пополнения семьи (из числа тех, кому 35 лет и старше).«Стол» расспросил о главных выводах исследования Аллу Макаренцеву, заведующую лабораторией исследования демографии и миграции ИНСАП РАНХиГС.
–Вас удивили результаты исследования?
– Вы о тех 22 %? Да, удивили, ведь цифра была намного ниже.
– Кто больше не хочет иметь детей – мужчины или женщины? Почему? Можем ли мы говорить об инфантилизации общества в целом?
– Разница между ответами мужчин и женщин статистически не значима, то есть они «не хотят» с равной частотой. Об инфантилизации тоже не можем говорить, т. к. мы в принципе не понимаем, как достоверно интерпретировать полученный результат. Вопрос – «Хотели бы Вы иметь детей?» – задавался нашим респондентам в 2020 году как раз в разгар карантина, и последний повлиял на резкий рост неопределённости их жизненных планов. Мы не думаем, что все, заявляющие о нежелании иметь детей, так и останутся бездетными: в конце концов, предыдущие наши исследования показывают, что люди довольно часто изменяют своему «бездетному» кредо. Вместе с тем рост нежелающих планировать рождение детей (откладывающих это решение или вовсе отказывающихся от пополнения семьи) действительно есть, и это глобальная тенденция. Она связана со многими факторами: изменением ценностей и образа жизни, продлением периода получения образования и «поиска себя».
– То есть причины нежелания иметь детей глобальны и долгосрочны?
– Да, глобальный комплекс не меняется от года к году, он один и тот же, просто к нему в этом году добавились «кризисные» причины, в том числе резкий рост неопределённости.
– Получается, увеличение доли тех, кто не хочет иметь детей, – это неизбежный период в развитии нашего общества?
– Рост бездетности является логичным на данном этапе демографического развития, и он действительно происходит. Но он не тождественен росту «нежелания иметь детей». Мы склонны интерпретировать рост именно таких ответов как сигнал о том, что респонденты в данный конкретный момент своей жизни не могут строить планы на будущее, лишены перспективы. То есть это некие «настроения», они изменчивы, хотя и тревожны. С точки зрения демографии, впрочем, мы тоже можем свидетельствовать об обвале рождаемости и ускорении депопуляции. Ни рост продолжительности жизни, ни меры поддержки семей с детьми не в силах остановить опасные демографические тенденции.
– В какой период люди осознают своё нежелание или, наоборот, желание иметь детей?
– Как правило, в молодом возрасте (до 25 лет) и более поздних возрастах (ближе к 40) детей «ещё» или «уже» не хотят. Пик «сейчас пора» в рождении детей – это примерно период 26–35 лет.
– А где живёт больше всего респондентов, не желающих иметь детей?
– В крупных городах, конечно, – в Москве и Санкт-Петербурге.
– Будет ли укрепляться мода на чайлдфри или нет, как вы думаете?
– Не желающие иметь детей и чайлдфри – это абсолютно разные категории людей. Чайлдфри – довольно узкая группа людей, которые с детства или юности строго убеждены в своём нежелании иметь детей, не принимают для себя «детный» образ жизни и строят свой жизненный путь, исходя из этой установки (в том числе таким образом подбирают супруга, если вступают в брак). Процент таких людей в обществе совсем незначительный и весьма стабильный. Его рост возможен, но он не выйдет за рамки одного-двух процентов, не эта группа является драйвером роста бездетного общества. Рост бездетности происходит за счёт тех, кого в западной демографической литературе называют просто «остающиеся бездетными». Это люди, которые не являются противниками детей, но по каким-либо причинам не заводят их. Например, откладывают, не вступают в брак/партнёрство, отдают предпочтение карьере, привыкают к бездетному образу жизни, сталкиваются с трудностями в репродуктивном здоровье и не готовы обращаться к репродуктивным технологиям. Это люди, бездетные не в силу жизненных установок, а в силу обстоятельств жизни. И вот как раз их процент растёт в последние годы.