Обрезание Господне

14 января Православная церковь отмечает Обрезание Господне – день торжества Закона Божия

Обрезание Христа. Фото: Vaticanus graecus

Обрезание Христа. Фото: Vaticanus graecus

Праздник Обрезания обычно проходит незаметно – он как бы теряется в тени двух великих праздников: прошедшего Рождества Господня и грядущего Крещения  – Богоявления Троицы. Более того, большинство православных и не понимает, зачем вообще этот праздник Обрезания, напоминание об исполнении ветхозаветного обряда, не имеющего, как кажется, уже никакого отношения к нам, современным христианам.

Но так ли это? Действительно, у древних иудеев на восьмой день жизни новорождённого мальчика полагалось проводить процедуру обрезания крайней плоти – как знак союза с Богом. Также после обрезания младенцу давалось имя, что означало переход человека из одного состояния в другое – наречение именем делало ребёнка членом «народа Божьего», а не язычником. То есть обрезание, по сути, было прообразом современного обряда крещения.

Первым, кто провёл обряд обрезания, был ветхозаветный пророк Аврам, предок всех семитских народов. Вот как говорится об этом в Книге Бытия: Господь явился бездетному 99-летнему Авраму и пообещал ему произвести от него многие народы. «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом».

В знак избранности Господь меняет имя пророку – из «Аврама» в «Авраама». Также он меняет имя жены Авраама – из Сары в Сарру. «Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя (в роды их): да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорождённый окрепнет. К тому же в Торе говорится, что восемь дней даны для того, чтобы ребёнок прожил субботу, приобщился к её святости и был готов приобщиться к святости обрезания. Интересно, что обрезание стало единственным исключением из правил Шаббата, категорически запрещающих проливать кровь в субботу.

* * *

Однако уже во времена египетского рабства наставления Авраама оказались забыты евреями. Поэтому Господь через пророка Моисея вновь напомнил об обязательности обрезания, при этом несколько изменив редакцию завета.

Картина Фра Анджелико "Обрезание Иисуса". Фото: Museo de San Marco
Картина Фра Анджелико "Обрезание Иисуса". Фото: Museo de San Marco

В «Исходе» об этом говорится так: «И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть её... Всё общество Израиля должно совершать её. Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению её и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть её; один закон да будет и для природного жителя, и для пришельца, поселившегося между вами». То есть если прежде членом «народа Божьего» мог стать только прямой потомок Авраама, то теперь любой человек, даже не рождённый в семье израильтян, мог пройти обряд обрезания и стать равноправным израильтянином. Впрочем, как убедились евреи, и обрезанный от рождения израильтянин мог при достижении сознательного возраста отказаться от общения с Богом и стать язычником на службе иноплеменников.

Именно по этой причине в Библии вскоре появляются слова о том, что обрезание крайней плоти полового члена вовсе не является гарантией спасения человека, это всего лишь обряд, призванный воспитать в поколениях евреев стремление держаться единым народом. Для настоящего же Богообщения необходимо и «обрезание сердца» – внутреннее посвящение всей своей жизни Богу. В книге Второзаконие говорится: «Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны». Именно о таком внутреннем освящении и говорил Иоанн Креститель, выбравший в качестве ритуала для «обрезания сердца» омовение в реке Иордан – символическое воспоминание о тех временах, когда освобождённые Моисеем израильтяне после 40-летнего скитания в пустыне вернулись через переход Иордана в Землю обетованную.

* * *

Двойное обрезание принял и Господь Иисус Христос. Первое произошло на восьмой день жизни Младенца. Вероятно, это сделал помощник раввина Вифлеема, где Он и родился. После обрезания Дева Мария дала Младенцу имя, которое было Ей возвещено Архангелом Гавриилом, – Иисус. Впрочем, привычное нам имя Спасителя – это греческая переделка еврейского имени Иегошуа (или сокращенно Иешуа), что означает «Бог Яхве спасение его», или ещё короче – «Бог Спаситель». Подтверждение своего имени Христос получил и после крещения в водах Иордана от Иоанна Крестителя, когда Отец Небесный возгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, через Него и в Нём Мое благоволение». То есть Иисус Христос есть Бог.

* * *

Но надо ли было обрезываться самому Богу? Известный православный миссионер начала прошлого века митрополит Вениамин (Федченков) так отвечал на этот вопрос: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно „законопослушныйˮ человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришёл установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. Законодавец первый подчиняется закону. Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое. То есть прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти ещё закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с „собственной волеюˮ; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно ещё побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования.

Но далее: это лишь начало. Это лишь путь, который нужно перейти. Ведь остановиться на этом (законе, борьбе, букве) невозможно. И по очень простой причине. Ни закон, ни буква не спасают душу. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти „школуˮ законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела (операция „обрезанияˮ своей воли), во-вторых, – понять, что мы своими грехами заслужили её, эту рабскую школу, в-третьих (и это, может быть, самое главное) – опытно познать, что сама по себе школа закона (буквы, обрядов, даже и в христианстве) не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла».

* * *

Однако уже с первых лет существования христианства церковь озадачилась вопросом: а нужно ли делать обрезание принимающим Христа язычникам? Некоторые новообращённые христиане попытались было внедрить в церкви иудейскую процедуру гийура – обращения язычников в иудаизм. В «Деяниях апостолов» об этом говорится так: «Восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Пётр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они».

В итоге на Апостольском соборе 49 года новообращённые христиане из язычников были освобождены от совершения обрезания. В решениях собора было сказано: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете». Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер. Как указывал апостол Павел, обрезание у иудеев было образом крещения христиан: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Читайте также