Позвонили из одного крупного сетевого проекта, рассчитанного на молодую аудиторию. Дескать, вы же пишете много об истории страны, вот и напишите нам что-нибудь к дню рождения Ленина.
– Только, понимаете, нам нужен не просто исторический текст, потому что все эти события давно минувших дней уже никого не интересуют: было – и было, – объяснила мне девушка-редактор. – Нужно что-нибудь с прицелом на современность. Что-нибудь актуальное, что зацепит нынешнюю молодёжь.
– Ну, можно написать, что Ленин до сих пор является человеком-мифом, а реального его образа и сегодня никто не знает и не хочет знать. Можно сказать, что он был первым иноагентом – не в том плане, что действовал по указке германской разведки, хотя это и правда, но только отчасти правда, потому что Ленин и без немецких денег мечтал развалить Россию. Нет, просто главным для Ленина было одобрение немецкой социал-демократии, ради этого он и старался…
– Нет, думаю, это не подойдёт, это слишком сложно для нашей аудитории, – замялась редактор.

– Ну тогда можно написать о ленинской национальной политике, которая аукается нам до сих пор. Это ведь Ленин, по сути, стал создателем Украинской ССР, отдав украинским националистам многие российские территории, и даже сам Киев до революции считался русским городом.
– Уже писали. Да и надоела уже эта Украина, честно говоря… Знаете, наш редактор предлагает осветить такой поворот: это ведь Ленин решил экспортировать революцию в Китай. Дескать, это он заложил наш восточный разворот, предложил Китаю союз и разные там экономические плюшки… Возьмётесь?
– Хм, вообще-то Китайско-Восточную железную дорогу для развития экономических связей с Китаем стали строить ещё при государе императоре Александре III…
– Да? Ну ладно. Тогда про экспорт революции.
– Проблема в том, что революционная партия Гоминьдан была основана ещё в 1912 году. Причём основатель этой партии Сунь Ятсен самым активным образом участвовал в Синьхайской революции 1911 года, во время которой был свергнут император и основана Китайская Республика. Так что это ещё вопрос, кто и кому экспортировал революцию…
– Слушайте, это так всё сложно. Вы мне просто скажите, тема отпадает или нет?
– Я вам просто скажу, что писать о том, что Ленин экспортировал революцию в Китай, – это антиисторично. Да, Советский Союз первым признал Гоминьдан, но это было уже после того, как Ленин отошёл от всех дел и тихо угасал в Горках на экспроприированной даче Морозовых…
– Ладно, про Китай поняла. Я сейчас нашему главному всё передам и вам перезвоню.
Девушка-редактор перезвонила через полчаса:
– Знаете, наш главный решил всё отменить. Обойдёмся мы без Ленина. Других тем хватает. А сейчас всю эту историю вспоминать уже никому и не хочется. Тем более что там ничего особо оптимистичного и не было. Мы лучше 80-летие Победы встречать будем. Напишете?..
Собственно, на этом можно было бы поставить точку.
Личность Ленина действительно мало кому интересна на фоне сегодняшних новостей и проблем. Наверное, и нам уже пора заканчивать писать о Ленине и трагических последствиях его экспериментов.

Но есть один нюанс. Последнее десятилетие в российском обществе уже давно сложился консенсус относительно событий 1917 года: большая часть россиян – по всем соцопросам – считает и Ленина, и революцию безусловным злом для страны. В то же время примерно 15–20 процентов опрошенных уверены, что Ильич был гением всех времён и народов, а революция принесла стране только пользу. И эта цифра «ленинцев» в последние годы стала медленно, но верно расти. По проценту в год.
Но капля, как известно, камень точит.
Причём это вовсе не убеждённые марксисты, внезапно открывшие для себя «Манифест коммунистической партии», – напротив, эти люди, как правило, ничего не хотят знать о своём кумире. Просто для них Ленин – это самый действенный, как они считают, способ выразить своё несогласие с днём сегодняшним, то есть против всех гримас современного российского капитализма. Против работы с мизерной зарплатой, против чувства социальной незащищённости и безнадёги, против кредитов под драконовские проценты, грабительских цен и откровенно жирующих чиновников и прочей элиты.
И в этом плане Ленин действительно стал бессмертным.