Главред говорит. Уличные протесты  –  единственный выход? 

Уличные протесты добавили контраста во внутреннюю жизнь страны. Люди стали чётче делиться на тех, кто за и кто против Путина, Навального, митингов и прочего. Почему продуктивность такой риторики мало кто не ставит под сомнение? 

Автор: Антон Карлинер для Vot Tak TV

Автор: Антон Карлинер для Vot Tak TV

В средней полосе России потеплело. Люди вышли на улицы. Ходят, гуляют, кидают снежки в омоновцев. Но те играть не хотят. Не складывается веселья.

Итак, Алексей Навальный вернулся в Россию. Политика арестовали в аэропорту, и почти сразу после этого в Youtube появляется фильм под названием «Дворец для Путина». Естественно, это был заранее продуманный ход; конечно же, на старте видео звучит призыв выйти на протестные митинги; разумеется, фильм набирает фантастическое количество просмотров и люди, безусловно, выходят на улицы. Причём интересно, что особенно удивила провинция, где к митингам присоединилось заметно больше людей, чем обычно. Это уже тревожный знак для всех участников процесса.

При этом ситуация обставляется таким образом, как будто выход на улицы – это единственный возможный вариант решения всех проблем. Но разве это так?

Я сочувствую Алексею Навальному и считаю, что его надо отпустить. Но не потому, что он герой или святой. А потому, что его арестовали и удерживают не за то, в чём он провинился. То есть у нас на глазах под ширмой закона происходит использование силового ресурса в политической борьбе. К слову говоря, то же самое случилось в отношении историка Юрия Дмитриева. Но ведь очевидно, что два этих арестанта не соратники на политическом поприще.

Дмитриев борется не против, а за. Ему нужна наша с вами память. Он хочет, чтобы она ожила, чтобы расширилась и вместила в себя то, что случилось с нами в ХХ веке: революцию, репрессии, геноцид русского народа. Тогда, может быть, удастся как-то иначе увидеть то, что происходит с нами сегодня. Увидеть и понять.

Навальный же борется против власти и против отдельного её греха – коррупции. Методы его борьбы и перемена образа таковы, как будто есть только сегодня, а вчера и завтра не существуют.

Но взяточничество и мздоимство родились не сейчас. Эти хвори были и в царской России, и в СССР, и в постсоветское время цветут буйным цветом. С этим надо бороться, но наивно полагать, что их получится победить, если сменится президент и правительство. Просто Навальному нужно было создать себе амплуа справедливого рыцаря, мужественного человека особых качеств.

По факту, в этой политической борьбе идёт переподчинение новому мифу. У одних есть герой, мученик, социальная усталость, рупор пропаганды и политтехнологии, у других есть герой, правитель, желание стабильности, вера в надёжность и те же политтехнологии с рупором пропаганды. Почему мы должны выбирать из этих двух? Когда Ленин лежит на главной площади столицы, а Сталин – одна из самых почитаемых фигур отечества, откуда может взяться мысль, что придут какие-то новые свободные от этой тьмы люди и приведут нас всех в прекрасную Россию будущего? Это ребята из Тик-ток? Или это нынешняя элита снова переобуется под нужды времени?

Так что же получается: на улицы ходить – толку нет, дома сидеть – противно, валить из страны – неприлично как-то и некуда, да и не за что по большому счёту.

Нет, сдаваться не нужно. Думается, что выход, как это ни странно, может найтись в духовной сфере. Да-да! Несмотря на то что РПЦ в лице священноначалия молчит по поводу происходящего как рыба об лёд (а что ей ещё делать?), выход из политического клинча может быть найден именно в духовных основаниях.

Пять тезисов на эту тему.

Первый. Дело не в том, что в уличных столкновениях мы видим насилие с обеих стороны конфликта. Априори это дурно, но не всегда. Например, Октябрьский переворот 1917 года должен был нас научить, что большевики понимали только язык силы, но некому было с ними на этом языке поговорить. А Февраль показал, что полицию все не любили, убивали городничих направо и налево. И чего добились? Свободы, равенства и братства? Порядка и почитания народной милиции? Нет, мы получили Росгвардию, прямую наследницу советских органов правопорядка, которую нынешняя оппозиция так яростно презирает. Короче говоря, дело в том, что как раз церковь может и даже обязана в этой ситуации действовать ненасильственными методами. Язык проповеди и собственного примера!

Второй. Любой христианин знает, что если тебе предлагают выбрать из двух вариантов, которые, как мы уже заметили выше, меж собой весьма похожи, то это не свобода. Это манипуляция, в некотором смысле иллюзия выбора. Чтобы быть над ситуацией, где есть не только Путин и Навальный, необходимо быть причастным к Тому, кто выше денег, политики, условностей, – к Господу Богу.

Третий. Необходимо не только знать свою историю, но быть её участником. Творить историю. Тогда будет понятно, где борьба за прекрасную Россию будущего, а где – буйство революции. Где надо дать отпор, а где не стоит класть свою головушку за чьи-то сомнительные интересы. Если не прорастать корнями, то максимум, что у нас с историей получится, – это или натворить её, или в неё вляпаться.

Четвёртый. Чтобы что-то существенное можно было заявлять по поводу будущего целой страны, недостаточно иметь российский паспорт. Нужно ещё и видеть свою ответственность за людей. За тех, кто идёт с тобой на протест, тех, кто остался дома, тех, кто вышел против тебя. Церкви этот опыт как раз знаком, когда борьба ведётся не против человека, а «против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах» (Еф 6:12). Иначе просто покалечим, а то и поубиваем друг друга попусту.

И наконец, пятый! Где это мы видим, чтобы в РПЦ кто-нибудь такое кучерявое предлагал? Дураков нет, все сидят тихонечко под своей коряжкой, думают, что пронесёт. Но есть форум «Имеющие надежду», который собирает людей именно такого направления мысли, духа и действия.

Знакомьтесь, присоединяйтесь! Так что не будем поддаваться на провокацию века сего и вспомним, что всё возможно верующему!

Читайте также