Как праздновали «женские дни» до революции

Был ли «женский» день в Российской Империи? «Стол» поискал аналоги «женского дня» в дореволюционной жизни

Девушки вяжут варежки. Фото: Кунсткамера / russiainphoto.ru

Девушки вяжут варежки. Фото: Кунсткамера / russiainphoto.ru

В наследство от Советского Союза мы получили два гендерных праздника – 23 февраля и 8 марта. Поздравления в эти дни обычно связаны с социальной ролью мужчины и женщины: мужчина – защитник, женщина – мать. Почти как «охотник» и «хранительница домашнего очага». Несмотря на то что существует День матери, у нас всё равно принято поздравлять девочек и женщин с тем, что они потенциально и реально матери, или же просто с тем, что они женщины. Сегодня мало кто в России 8 марта говорит о борьбе за права женщин, хотя изначально памятная дата имела именно политический контекст. В России этот праздник связан с женскими демонстрациями 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года. В Первую мировую войну в Петрограде женщины выступали под лозунгом «Хлеба и мира!». Спустя четыре дня Николай II подписал указ о даровании женщинам права голоса. Демонстрации к этому времени перетекли в забастовку, а забастовка – в вооружённое восстание. 2 марта 1917 года император отрёкся от престола.

Икона "Семь жен-мироносиц". Фото: репродукция из журнала "СНД"
Конечно, в этот день было принято приветствовать друг друга особо. Пожелания женщин друг другу были связаны с семьёй, с продолжением рода: молоденькой девушке желали «расцвести», девушке постарше – не остаться в девках; женщине – детей. Поэтому и яйцо участвует во всех обрядах не только в связи с Воскресением – как символ торжествующей жизни, но и как символ её природного продолжения. Для некоторых православных женщин сегодня День жён-мироносиц — своеобразный аналог 8 Марта. Насколько уместна такая аналогия? Жёны-мироносицы, пока остальные ученики Иисуса Христа были в страхе, не побоялись пойти к Его гробнице, охраняемой стражей. Они первыми услышали весть о Воскресении. Кроме того, по дороге к другим ученикам они первыми встретили Христа воскресшего. Жёны-мироносицы стали первыми, кто возвестил: «Христос воскрес!». Церковь помнит их и чтит за благовестие. Если же говорить о правах женщин, то стоит особо отметить роль христианства в достижении этих прав. Провозвестниками главного исторического события вселенского масштаба в патриархальном обществе стали женщины, и это нечто невероятное. Можно ли было без христианского основания добиться эмансипации?

Читайте также