Сжигая мосты и замки Корона-Людоеда

Любители отпраздновать Масленицу по-особенному всегда могут оказаться в Никола-Ленивце — месте прославленного «Архстояния» и разнообразных экспериментов над формами и содержанием

Фото: Ольга Добролюбова

Фото: Ольга Добролюбова

Текст и фото Ольга Добролюбова

В прошлом году, например, впервые в истории творческого пространства был объявлен международный конкурс арт-объектов для участия в празднике весны. Победителем стало архитектурное бюро Katarsis из Петербурга с проектом «Сжигая мосты», знакомое основателю парка Николаю Полисскому с декабря 2019 года.

Первое обсуждение проекта "Сжигая мосты". Фото: Ольга Добролюбова
Николай Полисский, Петр Советников, Иван Полисский и их команда обсуждают детали строительства будущего арт-объекта. Фото: Ольга Добролюбова
Петр Советников и Вера Степанская на месте будущего строительства. Фото: Ольга Добролюбова
Первый этап строительства. Фото: Ольга Добролюбова
Рассвет на десятиметровой высоте с Арсением Лавриченко, Ростиславом Захлебиным и Ильей Кротчик. Фото: Ольга Добролюбова
Местный талисман, ответственный пес Фокс помогает Василию Пугачеву и Вячеславу Киселеву возводить мост. Фото: Ольга Добролюбова
Константин Фоминов, Василий Пугачев и Илья Кротчик соединяют элементы конструкции металлическими шпильками. Фото: Ольга Добролюбова
Просторы Никола-Ленивца с высоты четырехэтажного дома. Фото: Ольга Добролюбова

«Масленица – это прощание с зимой, расставание с чем-то, а сжигание мостов – и есть расставание. Нам также было важно сделать пространственный объект, который бы объяснял наше впечатление от просторов калужских полей. Для нас это символ вечного путешествия, русской мечты. Таким образом и появился мост», – поясняли потом архитекторы Петр Советников и Вера Степанская.

Короткий путь наверх. Фото: Ольга Добролюбова
Николай Масенков, Константин Фоминов, Арсений Лавриченко и дядя Сережа. Фото: Ольга Добролюбова
Заключительный этап стройки – возведение помостов. Работы ведутся нон-стоп в любых погодных условиях. Фото: Ольга Добролюбова

В фотографиях был запечатлен не только итог многомесячной работы по созданию «моста», но и все подготовительные этапы. Результатом стала эта история, рассказывающая о том, что обычно остается за кадром.

Петр Советников и Вера Степанская: «Мы привыкли, что процесс творчества и последующего строительства обычно закрытый, можно сказать личный, а публичный в итоге только результат. Соответственно, это такой новый опыт. Сейчас мы рады, что процесс фиксировался. Оказалось что стройка в данном случае — это отдельное действо, представляющее интерес само по себе. Обычно архитектура живёт долго, но этот случай уникальный, ведь мост был построен, чтобы сгореть, его жизнь после завершения была яркой, но короткой, поэтому все свидетельства его существования особенно ценны. Кроме того, сам процесс сожжения, это же по сути мгновение, приобретает особую интонацию, когда понимаешь, что за этим стоит целая история».

Николай Полисский: «Мы получили много интересных заявок, но работу жюри облегчил практический подход. Критерием отбора стал наш опыт в том, как на деле можно построить объект, и как он будет гореть. Интересно было разглядывать объекты от молодых участников, через них можно увидеть, чем они живут, и какие идеи витают у нового поколения в воздухе. Я многие годы создавал объекты для Масленицы, но нельзя все делать самому. Хочется взять паузу, время подумать, накопить идеи для будущих проектов, и это отличный повод привнести бодрость новой идеи и дать возможность новым авторам предложить что-то, поразмыслить над таким местом как Никола-Ленивец».

Строительные работы начались в середине декабря и были закончены в двадцатых числах февраля. Для того, чтобы успеть в сжатые сроки построить масштабный объект, людям приходилось работать с утра до вечера в любую погоду практически без выходных.

По словам Арсения Лавриченко, одного из участников строительства моста, когда работаешь над объектом, испытываешь три состояния:

«Первое – когда видишь будущий проект и где-то до середины стройки каждый день радуешься, как объект растёт на глазах, любуешься какой он красивый и даже испытываешь чувство гордости за свою работу. Именно в эти моменты становится очень жалко сжигать свои труды. Второе – к концу строительства это несколько надоедает. Видимо, чувство усталости, плохая погода и постоянное напряжение дают о себе знать. Третье – в самом конце уже не испытываешь абсолютно ничего. Когда делили ребят и собирали команду из трех человек, которые будут поджигать мост, я с удовольствием подписался. Похоже для меня было очень значимо оставить этой зимой все сложности и ссоры».так рассказывает о своих впечатлениях: «Вообще для меня рабочий процесс в эти три месяца строительства и подготовки к Масленице всегда интересный, связанный с высотой и непогодой... По мне, это один из самых грандиозных объектов на Масленицу в Никола-Ленивце».

Олег Жуковский во время репетиции. Фото: Ольга Добролюбова
Факир и его спутница. Фото: Ольга Добролюбова
Местные жители приготовили угощения для гостей Никола-Ленивца. Фото: Ольга Добролюбова
Четвероногие участники масленичных гуляний. Фото: Ольга Добролюбова
Прачки за работой. Фото: Ольга Добролюбова
Актеры театра La Pushkin. Фото: Ольга Добролюбова
"Глуп ли шут или он и есть истинный мудрец?" Олег Жуковский в образе шута. Фото: Ольга Добролюбова
Масленичные забавы. Фото: Ольга Добролюбова
"А кто в баньке попариться хочет?". Фото: Ольга Добролюбова
Игры в прятки. Фото: Ольга Добролюбова

На масленичной поляне вокруг моста был возведён средневековой город. Гости могли принять активное участие в его жизни: париться в бане, колоть дрова, стирать белье, кататься на карусели, участвовать в ярмарочном представлении, как будто ожила картина Брейгеля со снующими по площади фламандского городка суетящимися ряжеными, гуляками, монахами и торговцами.

Гости Масленицы идут навстречу будущему, оставляя прошлое в прошлом. Фото: Ольга Добролюбова
Мост как граница между прошлым и будущим. Люди, покидая город,брали веточку хвороста, и, проходя по мосту, оставляли ее, избавляясь таким образом от всего ненужного. Фото: Ольга Добролюбова
Перформанс театра La Pushkin. Фото: Ольга Добролюбова
Из подслушанного: "Красиво, но непонятно". Фото: Ольга Добролюбова
Артисты и сотрудники парка с горящими трезубцами и факелами готовятся поджечь мост. Фото: Ольга Добролюбова
Первые всполохи огня.
Фото: Ольга Добролюбова
Никола-Ленивец - место Большого огня. Фото: Ольга Добролюбова
Завороженные зрители наблюдают за происходящим. Фото: Ольга Добролюбова
Кульминация праздника. Фото: Ольга Добролюбова
Гипнотизирующая сила огня. Фото: Ольга Добролюбова
Стихия. Фото: Ольга Добролюбова
Отражение огня. Фото: Ольга Добролюбова
Рухнувшие башни моста продолжают гореть, создавая ощущение ирреальности происходящего. Фото: Ольга Добролюбова
Внезапно пошел снег, поднялся ветер и все вокруг затянуло дымом, пеплом и искрами. Фото: Ольга Добролюбова
Финал Масленицы. Фото: Ольга Добролюбова
Всегда наступает новый день. Фото: Ольга Добролюбова
Николай Полисский, Петр Советников и Вера Степанская. Фото: Ольга Добролюбова

В этом году Николай Полисский подготовил масленичный объект сам  («замок Корона-Людоеда)— и снова, по традиции, запланировал его сжигание. «Кудесники прогонят все хвори, а вечером позовут на сожжение не Масленицы, а большого арт-объекта Николая Полисского. Отдавая неподатливому огню — соавтору художника — наш арт-объект, мы вакцинируем мир от всех болезней, а там и до лета рукой подать», — поясняют устроители. Все билеты на представление уже проданы: по-видимому, соотечественники, и впрямь, заждались весны и перемен.

Читайте также