Стол Евгения Вахтангова

Именно Евгений Вахтангов изобрёл новое направление – «фантастический реализм», которое живёт и процветает и по сей день

Музей-квартира Евгения Вахтангова. Фото: vakhtangov.ru

Музей-квартира Евгения Вахтангова. Фото: vakhtangov.ru

«Все пришедшие в студию должны любить искусство вообще и сценическое в частности. Радость искать в творчестве. Забыть публику. Творить для себя. Наслаждаться для себя. Сами себе судьи…» В 1912 году Евгений Вахтангов, которому тогда не было и  30 лет, действительно создает Первую студию МХТ, такую, о которой он мечтал, «где мы учились бы. Принцип – всего добиваться самим…» . Сын табачного фабриканта из Владикавказа не оправдал надежд отца на то, что продолжит торговую династию, он сразу почувствовал своё призвание. Поступив в Московский университет, Вахтангов первым делом записался в театральный кружок. А в 25 лет уже преподавал в студии Станиславского. Тот назовёт Вахтангова «первым плодом нашего обновлённого искусства».

Сейчас бы мы сказали, что этот молодой человек изобрёл новое направление – «фантастический реализм», которое живёт и процветает и по сей день.

Мемориальная квартира Евгения Вахтангова – филиал Музея Вахтанговского театра – находится в Денежном переулке, д. 12. Здесь Евгений Багратионович с семьёй поселился в 1918 году и прожил последние четыре года своей недолгой жизни.

Евгений Вахтангов. Фото: vakhtangov.ru

Практически все предметы подлинные: библиотека, фотографии Вахтангова, его учителей и коллег с дарственными надписями – Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко, Леопольда Сулержицкого, дружеские шаржи, зарисовки, фото фрагментов из спектаклей, афиши.  Два рукописных стихотворения Марины Цветаевой, посвященные Вахтангову: «Заклинаю тебя от злата, От полночной вдовы крылатой, От болотного злого дыма, От старухи, бредущей мимо. Змеи под кустом, Воды под мостом, Дороги – крестом, От бабы – постом. От шали бухарской, От грамоты царской, От чёрного дела, От лошади белой”.

На столе можно увидеть авторский экземпляр «Принцессы Турандот» Карло Гоцци, принадлежавший Евгению Багратионовичу, с его карандашными записями и пометками о будущем спектакле: он мечтал сделать «современный, светлый, красивый, молодой спектакль». «Принцесса Турандот» стала последней постановкой режиссёра-новатора. На последней репетиции Вахтангов не снимал меховой шубы и мокрого полотенца с головы – его бил озноб. Он сам устанавливал свет, заставлял актёров долго выстаивать в одной и той же мизансцене. В четыре часа ночи собрал всех и скомандовал: «Вся пьеса – от начала до конца!». Вернулся домой под утро. В антракте премьеры его навестил Станиславский: «Можешь заснуть победителем». 29 мая 1922 года режиссёр заснул вечным сном, а «Принцесса Турандот»  уже почти сто лет служит символом  «театра-праздника», о котором мечтал Вахтангов.

Читайте также