Христос никогда не спешил в Иерусалим, но за несколько дней до иудейского праздника Пасхи Господь понял, что период его скитаний и странствий по земле Иудейской подошёл к концу. Несколько человек – вначале апостол Петр, затем апостолы Иаков и Иоанн, далее Марфа, сестра Лазаря – признали его Мессией:
– Ты – Христос, Сын Бога Живого.
«Христос» в переводе с древнегреческого значит «помазанник», «получивший помазание». Так в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников.
А раз так, то Иисус Христос – как Царь царей и Первосвященник – должен был занять предназначенное Ему место в Храме в Иерусалиме.
Между тем, в Иерусалиме Христа давно ждали – его тайные ученики, о которых в Священном писании содержатся лишь намеки.
Итак, за пять дней Христос с учениками подошёл к селениям Виффагия и Вифания в предместьях Иерусалима. Святой апостол Матфей так описывает дальнейшее:
«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их».
То есть, кто-то заранее приготовил для Христа ослицу с осленком – эта деталь очень важна, потому что пророк Захария именно на ослице ждал прибытия Мессии. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушён будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли».
Вероятно, прибытие верхом на осле для пророка Захарии было событийной реминисценцией помазания царя Соломона на царство. Эта сцена также описана в Библии: «И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живёт царь Соломон!»
Также, как считают некоторые библеисты, превращение осла в ослицу было наполнено глубинными смыслами. Ослица была символом иудейского народа, а осленок – всех остальных языческих народов, которые как дети ещё не знали законов, установленных Богом, но уже были призваны к исполнению воли Божией.
Возможно, многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Но у Господа были иные планы: он положил конец оккупации самого человека от власти грехов, лишний раз подчеркнув, что Его Царствие «не от мира сего». Поэтому, наверное, нет ничего удивительного, что часть иудеев, увидев, что Христос не собирается выполнять их желания, потребовала прислать нового Мессию – более сговорчивого.
– Распни его, распни! – кричала толпа, ещё вчера встававшая перед Христом на колени.
* * *
Протопресвитер Александр Шмеман:
«Чтобы почувствовать радость этого каждый год возвращающегося праздника — Вербного воскресения, нужно вспомнить прежде всего, что этот торжественный вход в Иерусалим был единственным очевидным торжеством на протяжении земной жизни Христа. Он не искал нигде и никогда ни признания, ни власти, ни славы, не искал даже элементарного житейского благополучия. «Лисицы имеют норы, – говорил Он, – и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». На все попытки прославить Его Он всегда отвечал решительным отказом, и всё Его учение было учением о смирении и кротости: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»… Он хотел этого торжества накануне предательства, измены, страданий и смерти. Он хотел, чтобы хотя бы на несколько мгновений, хотя бы в одном только городе люди увидели и признали и провозгласили, что подлинная власть и сила и слава не у тех, кто внешней силой и мощью получает её, а у Того, кто не учил ничему кроме любви, подлинной внутренней свободы и подчинения только высшему и Божественному закону совести. Этот вход в Иерусалим означал развенчание раз и навсегда власти силы и принуждения. На несколько часов в Святом городе просияло царство света и любви, и люди узнали и приняли его. И, самое важное, никогда не смогли до конца забыть о нем. Создавались и падали огромные империи, завоевывались и отвоевывались целые государства, достигали неслыханной власти, неслыханной славы всевозможные вожди и владыки – и потом исчезали, погружались в тёмное небытие. «Какая слава на земле стоит тверда и непреложна?» – спрашивает поэт, и мы отвечаем: никакая. А вот царство этого нищего, бездомного Учителя стоит и светит всё той же радостью, всё тем же обещанием. И не только раз в году, на Вербное воскресение, но всегда, действительно во веки веков.
* * *
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
– Христос – источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему говорит апостол Павел: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека. А мир Христов – это наши убеждения и состояние души. Сюда же можно ещё добавить волю человека, ориентированную на добрые дела. Неслучайно, размышляя на тему сегодняшнего праздника, преподобный Андрей Критский так замечательно сказал: «Вместо этих ветвей деревьев вручи Господу свои добродетели». Не надо размахивать ветвями, не надо стремиться к выражению внешней, поверхностной, быстро проходящей радости. Ты вручи Ему свои добрые дела, ты открой перед Ним своё сердце, ты открой перед Ним свой разум, и тогда мир Христов, который превыше всякого мира, соблюдёт и сердца, и помышления наши во Иисусе Христе, Господе нашем. Сегодняшняя радость накануне воспоминания о страданиях Спасителя помогает нам понять непреходящие источники подлинной человеческой радости, а значит, подлинного человеческого счастья, потому что там, где непреходящая радость, там и счастье, там и блаженство, там и Царство Божие».