«День прошел – поблагодарите Бога»

В эти пасхальные дни «Стол» публикует несколько мультфильмов и подкастов о Победе. Настоящей Победе света над тьмой

О жизни и подвиге епископа-катехизатора рассказывает церковный историк и историк братства епископа Макария Александра Буданова. 

https://soundcloud.com/9ewevnrlletz/podcasts-epmakariy?in=9ewevnrlletz/sets/paskha-den-pobedy

Как заповедал Христос

Будущий владыка Макарий, а тогда ещё простой священник Николай Опоцкий захотел жить так, как Христос заповедовал еще задолго до всех революционных потрясений, когда встретился со своим учителем, Николаем Николаевичем Неплюевым, съездил к нему в Крестовоздвиженское братство, которое тот основал в Черниговской губернии, и увидел, что действительно людям можно жить так, как Евангелии написано. И потом он пытался воплотить это всю оставшуюся жизнь. Не взирая на то, что вокруг все кардинально менялось. Сначала, ещё до революции, это был приход, в котором он был настоятелем, и в общем-то понятно, что у церкви было вполне прочное положение. Потом, после революции, всё изменилось: то был приход, то его арестовывали, то прихода уже не было, потом пришлось перейти на нелегальное положение. Его арестовывали, ссылали то на Соловки, то в Архангельск, несколько лет вообще не мог выйти из дома, с 1937 по 1941 год. Но внешние обстоятельства менялись, а самое главное всё равно оставалось. Всё равно он собирал людей, которые хотели по-христиански жить. И кто хотел, те вокруг него собирались, кто хотел так жить, те оставались, кто не хотел, кому трудно было, те уходили. И вот удивительно, что таких людей, даже на 1941 год, было несколько десятков. По разным сведениям, смотря как считать, Екатерина Ивановна Пикина (член братства епископа Макария) называла до 80 человек, она очень скрупулезный человек была, записывала много по фамилиям. Если считать только тех, кто в следственных делах упоминается – это человек 50 по разным городам. Но в следственные дела не все попали. Это поражает, что человек делает то, что считает нужным, то, во что он верит, и ничего, что происходит в государстве, в церкви, в обществе, ничего не может его от этого отвести.

В простоте

Сохранились советы, которые владыка Макарий давал своим духовным чадам, очень глубокие, пусть простые иногда, но глубокие. Например, в 1940-х, когда уже война началась, их могли разбомбить каждый день – там прямые попадания были. В Новгороде очень серьезно бомбили, и их дом, где они жили, тоже разбомбили, когда они уже оттуда ушли. И одна из сестёр спрашивает: «Владыка, как нам жить-то?» А как вот действительно жить в такой ситуации? А он им отвечает: «Живите одним днем. День прошел – поблагодарите Бога» . Такой простой совет, а на самом деле очень глубокий. Одна из сестер написала стихотворение замечательное, это было в конце 30-х годов, то есть примерно в это же время, которое наполнено такой благодарностью к Богу и к людям. И называется оно так по-простому, женщина простая была, из крестьян. Называется «С добрым утром всё на свете» . Оно такое простенькое, ничего собой в поэтическом смысле не представляющее, но настолько светлое, настолько там много благодарности. И заканчивается так, что есть люди злые, неблагодарные, их надо пожалеть, но мы такими не будем. Мы будем славить Бога завсегда. И наверное это самое важное, что люди так жили, и ничего их от той жизни, которую они выбрали, не могло отвратить.

Три города – одно братство

Сначала владыка Макарий собирал в Череповце. Потом, после ссылки, он стал жить в Новгороде – в Новгороде собирал. Кто-то из Череповца переехал к нему в Новгород, кто-то остался в Череповце. Потом сослали его помощника протодьякона Иоанна Покровского в Галич. И в Галиче тоже собрались люди. И вроде бы было три города и там собралось три братства, но они все между собой общались, и одни и те же люди то в одном городе обнаруживались, то в другом. Но всё же это одно братство, хотя люди в разных местах жили. Были и такие, кто на три города жил. Например, была такая Мария Федоровна Покровская, жена протодьякона Иоанна. Она, как о ней в одном из следственных дел написано, выполняла роль эмиссара. Ездила по всем городам, где существует братство, время от времени их посещая. Она и в Череповец приезжала, там по нескольку месяцев там жила, и в Галиче она жила в ссылке достаточно долго. Потом в Новгороде она была старшей в одной из общин. Как-то она всё успевала. Такая была женщина. Про неё рассказывала внучка одной из братчиц, что у человека просто был дар старшинства. Везде где она не появлялась, везде её признавали старшей. Такой у человека дар был.

Епископ Макарий и обновленчество

В епископский сан владыка Макарий был хиротонисан в 1922 году, а это уже время обновленческого раскола. Тогда многие этим увлекались. И владыка Макарий тоже какое-то время в этом участвовал. Но больше потому, что в Новгородской епархии непонятно было кого слушаться. Правящего архиерея арестовали и сослали. Связи с ним не было, а было много других каких-то сил, которые предлагали что-то приличное. Но владыка Макарий быстро с этим разобрался. Буквально за несколько месяцев и с обновленчеством порвал. Но в епископский сан его рукоположили в 1922 году в Храме Христа Спасителя. И рукополагали его обновленческие архиереи, поскольку храм тогда был обновленческим, но старого поставления, т.е. те, кто сам был рукоположен не обновленцами. И поэтому его хиротонию патриарх Тихон признал. В 1922 году 21 сентября он был рукоположен, и потом он писал патриарху Тихону о том, чтобы ему дали назначение епископом-катехизатором без епархии, свободным, чтобы он мог не сидеть на шее епархии, а, собрав благочестивых клириков и мирян, заниматься просвещением. Но патриарху Тихону было не до этого. Обновленчество набирало силы и поэтому владыку Макария отправили туда, где было очень тяжелая ситуация – в Череповец викарным епископом. Там был единственный храм, который не был обновленческим. Он был вообще за городом, в деревне. Когда епископ Макарий туда прибыл, его никто не признал, вообще не поняли, кто это, и что это. Но потом разобрались. И вот какое-то время он там фактически не имел права служить, потому что вся епархия была занята обновленцами, и ему никто не собирался давать возможность проводить какие-то конкурирующие богослужения. Но там был его однокурсник по духовной академии, который его лично знал, и он его упросил остаться там до Пасхи послужить. Владыка согласился, а дальше закрепился. И надо сказать, достаточно много храмов из обновленчества ушло благодаря владыке Макарию. За это его очень хорошо помнят в Череповце и сегодня.

Епископ под кроватью

В 1937 году владыку Макария пришли арестовывать,он тогда жил нелегально в одном из домов в Новгороде. У него в Новгороде был и собственный дом, но там он, естественно, когда на нелегальное положение ушёл, жить уже не мог. А был еще второй дом, которой купила одна семья, которая переехала за владыкой из Череповца в Новгород. И он там и жил. Когда пришли с обыском, то владыку спрятали под кровать. Во время обыска конечно всегда везде искали. И под всеми кроватями искали. И шкафы вытряхивали. Но владыку не нашли. Почему – не известно. То ли следователь дотронулся до него, понял, что там человек лежит под кроватью. И такой человек оказался, который на себя это взял и ничего не сказал. То ли сантиметра не хватило. Просто рука на сантиметр не дотянулась. Хотя кровати узенькие были, и там, конечно, особо далеко не спрячешься. Но факт остается фактом, и его не арестовали в 1937 году. Если бы его арестовали – тут особо гадать ничего не нужно: всех мужчин расстреливали, даже тех, кто не был священнослужителем. Поэтому, конечно, о нём заботились его братья и сестры. Действительно, как о старшем. Поэтому и спрятали его.

Смотрите полностью наш проект «Пасха. День Победы» – рассказы очевидцев о православной Пасхе

Читайте также