Amnesty International: и целого мира мало

Международной неправительственной организации не привыкать к критике. За годы существования её обвиняли в самых разных грехах. Но Amnesty International продолжает работу, стараясь проливать свет на многочисленные проблемы с нарушением прав человека

Фото: Wilbur Ince/wikipedia.org

Фото: Wilbur Ince/wikipedia.org

Что такое «Международная амнистия»?

28 мая 1961 года британский юрист Питер Бененсон во всеуслышание призвал организовать масштабную кампанию, направленную на защиту политических заключённых. В первую очередь Бененсон имел в виду группу португальских студентов, которых приговорили к тюремному заключению за то, что они подняли тост за свободу. И уже в июне того же года он основал «Международную амнистию» – правозащитную организацию, которая вскоре стала самой большой в мире.

По разным оценкам, сейчас организация насчитывает около 10 миллионов людей по всему миру, которые так или иначе готовы бороться за соблюдение прав человека. Главные направления деятельности Amnesty International заключаются в отмене смертной казни, защите беженцев, мигрантов, борьбе с дискриминацией и освобождении узников совести.

«Международная амнистия» очень часто подвергается критике. Её обвиняют и в расизме, и в сексизме, и в политической ангажированности. Здесь не всегда просто отделить правду от лжи, поскольку правозащитники иной раз ворошат могущественные «осиные гнёзда» со всеми вытекающими последствиями.

Часто с критикой выступают правительства самых разных государств: Китая, Вьетнама, России, США... Главный упрёк – распространение предвзятой и непроверенной информации.

Иногда «Международной амнистии», что называется, «прилетает» из-за её финансирования, поскольку деятельность организации ведётся из разных источников по всему миру. Однако руководство Amnesty International утверждает, что их организация никогда не принимает помощь от правительств тех стран, где систематически нарушаются права человека. Эта позиция для критиков также пререкаемая. Но надо понимать, что простой судьбы у «Международной амнистии» быть и не может, учитывая её деятельность.

Amnesty International вСССРиРоссии

«Международную амнистию», естественно, не жаловали в советское время. Она проникла в СССР в 1974 году, но через 9 лет официально прекратила своё существование: диссиденты, которые вошли в неё, были либо арестованы, либо высланы из страны. Такая участь постигла, например, Ларису Богораз, Юрия Орлова, Сергея Ковалёва и многих других.

Вернулась «Амнистия» к нам только в начале 1991 года. В Москве появился офис, и за организацией был закреплён международный правовой статус. Ячейка Amnesty International в столице России стала первой во всей Восточной Европе.

За прошедшие годы Amnesty International много раз становилась источником «информационного шума». Но можно выделить три главных события.

Во-первых, 2008 год – конец второго президентского срока Владимира Путина. Тогда специалисты «Международной амнистии» выступили с докладом «Российская Федерация: ущемление свободы выражения мнений», в котором говорилось, что «в России остаётся всё меньше места для инакомыслия, независимых СМИ и деятельности независимых организаций». Главный смысл сообщения сводился к тому, что в России с катастрофической быстрой исчезает свободное пространство, необходимое для жизни правозащитников, независимых организаций, а также средств массовой информации.

Президент РФ Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

– В процессе реализации стратегии, направленной на противодействие так называемому западному влиянию, российские власти игнорируют внутригосударственные и международные обязательства по обеспечению данных прав для всех без исключения лиц, – заявила Никола Дакворт, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.

Доклад вызвал шквал критики. По мнению главы Фонда эффективной политики Глеба Павловского, «от заявлений Amnesty International возникает ощущение предвзятости и безосновательности».

Во-вторых, 2011 год. Тогда 31 декабря состоялась акция «несогласных» на Триумфальной площади в Москве. Сотрудники правоохранительных органов задержали за административное правонарушение Бориса Немцова, Илью Яшина, Эдуарда Лимонова, Кирилла Манулина и Константина Косякина. Когда об этом стало известно, Amnesty International тут же признала их всех «узниками совести». Вслед за «Амнистией» с испепеляющей критикой на Россию обрушились американские сенаторы Маккейн и Либерман.

Представители Amnesty International были уверены, что Немцова и всех остальных приговорили к административному аресту за участие в митинге. Но дело в том, что 31 декабря состоялось два митинга. Первый, которым руководила Людмила Алексеева, был согласован и разрешён. Второй – под руководством Эдуарда Лимонова – не был согласован. Оппозиция осознанно пошла на нарушение закона, и последовал арест. По мнению Глеба Павловского, это было сделано специально: «ведь Немцов до этого был просто Немцовым, а теперь он тот, кого заметила Хиллари Клинтон».

В-третьих, неразбериха со статусом Алексея Навального в этом году. 17 января Amnesty International признала его «узником совести» сразу после ареста, когда он вернулся в Россию из Германии. Но уже 23 февраля организация пересмотрела свой вердикт, и решение было отозвано. Изменение статуса руководство организации объяснило тем, что Навальный резко высказывался в середине 2000-х годов, когда он возглавлял специфическую национал-демократическую организацию «Народ» с явным националистическим уклоном, а заодно участвовал в националистических «Русских маршах».

Задержания Алексея Навального в аэропорту Шереметьево, 17 января 2021 года. Фото: РБК/YouTube

После этого на Amnesty International в очередной раз обрушился поток критики. Организацию открыто обвиняли в продажности и «потворстве Кремлю». Руководство попыталось объяснить причины своего поступка, но было поздно. Просто так остановить маховик было уже невозможно.

– Вот казус Навального, например, – говорит Глеб Павловский. – Какие-то непонятные люди лишили его непонятного статуса.  Как это влияет на проблему, что Алексей Навальный не узник совести, а узник Путина, узник Кремля? Этого статуса его можно лишить, только выпустив на свободу. Чтобы решить хотя бы одну свою проблему, надо отказаться от этой оптики, когда всё мы рассматриваем через какое-то туманное мутное европейское стекло. И мы что – будем ходить и слушать, что они нам скажут? Навальный так никогда не выйдет, если мы будем коллекционировать международные значки. Много ли потерял Нельсон Мандела, когда отозвали его статус «узника совести»?

На протяжении нескольких месяцев шум не утихал. Сторонники Навального предрекали Amnesty International скорую гибель, поскольку организация решила играть на «стороне диктатуры». А глава фонда помощи заключённым «Русь сидящая» Ольга Романова сказала, что «заявление Amnesty International говорит о самой Amnesty International гораздо больше, чем о Навальном».

И вот совсем недавно, 7 мая, «Международная Амнистия» вернула Навальному статус «узника совести». Более того, правозащитники даже извинились перед ним и всеми российскими активистами. Затем последовало заявление, что организация основательно пересмотрела подход к термину «узник совести». И поэтому «Амнистия» больше не станет лишать какого-либо человека этого статуса, отталкиваясь от его прошлых дел и слов.

* * *

Репутация у Amnesty International в нашей стране, да и, наверное, во многих других, неоднозначная. Когда, защищая права граждан разных стран, некоммерческая организация бросает вызов правительствам этих стран, по-другому и быть не может. Силы-то неравны.

Читайте также