Принуждение к труду – это всегда акт отчаяния

Госдума приняла в первом чтении законопроект об обязательном распределении выпускников медвузов и планирует расширять такой подход к трудоустройству  

Преподаватели и студенты Медицинского института РУДН во время занятий. Фото: Эмин Джафаров/Коммерсантъ

Преподаватели и студенты Медицинского института РУДН во время занятий. Фото: Эмин Джафаров/Коммерсантъ

И это несмотря на крайне негативную оценку инициативы в медицинском сообществе. Больше того, в ближайшем будущем практику собираются распространить на другие сферы, уже нацелились на студентов-педагогов. Будет ли мера эффективной? Вопрос, кажется, риторический. Скорее мы наблюдаем акт отчаяния.

Коротко напомню суть законопроекта. Каждый выпускник медицинского вуза, учащийся на бюджете, после получения диплома обязан три года отработать в государственной системе здравоохранения. Для уклоняющихся предусмотрен штраф – компенсация стоимости обучения в двукратном размере. Закреплять за конкретными учреждениями или отправлять выпускников в другие регионы никто не собирается. Работу молодые врачи должны найти сами, главное – не в коммерческой сфере.

Почему возникла необходимость в таком решении понятно. Государственная медицина испытывают острый кадровый голод. Врачей либо нет (уже даже губернаторы не могу попасть на прием к доктору), либо врачи такие, что лучше бы их не было. Недавно мы узнали, что в московских клиниках работают специалисты, «купившие диплом за три барана». А ведь медицинские университеты каждый год увеличивают приём, в том числе целевой. Куда деваются выпускники непонятно.

В общем, страшное дело. И народ негодует. Он, как пытаются нас убедить, горячо поддерживает идею распределения. Ссылаются на то, что за идею распределения выступает 61% россиян. Данные социологических исследований, впрочем, сильно разнятся. Так, сервис MAXIMUM Education вообще насчитал от 80 до 90% сторонников обязательного распределения. А вот портал BFM.ru, в чьем голосовании приняли участие более 3,5 тысячи человек, фиксирует, что за отработку выпускников медвузов выступает всего 12%, за распределение педагогов и того меньше – 1%, 35% считают, что потрудиться на государство должны вообще все, получающие образование бесплатно, но большинство (37%) категорически против любой обязаловки в деле трудоустройства.

А самые интересные результаты показал опрос сервиса «Справочник врача». На эти данные чиновники уже не ссылаются – наоборот, усиленно игнорируют. Дело в том, что в профессиональном сообществе идею распределения поддерживают только 17% опрошенных, 83% считают, что мера будет иметь негативные последствия.

И, в общем, нетрудно догадаться, о каких последствиях речь. Это и уменьшение желающих учиться на врача, и ещё большее ухудшение условий работы в государственной медицине. Если работник превращается в крепостного, можно вообще не заморачиваться конкурентными зарплатами, не создавать комфортную рабочую атмосферу. Всё равно будут пахать. Правда, недолго. К счастью, отработку пока предлагают не пожизненную – всего три года. Ну вот через три года и будут убегать. По сути, мы столкнёмся с ещё большей текучкой кадров.   

 

Понимаете, какое ещё дело. Учёба в медицинском – это ведь не баловство какое-то. Это долго и трудно. Никто не идёт сюда, чтобы потом просто положить диплом на полочку. В частную сферу с разбегу попасть тоже непросто, если нет связей, опыта набираться всё же придётся в муниципальных клиниках. Так почему 35% выпускников всё равно не идут в государственную систему? Ладно, кому-то повезло даже без опыта сразу проскочить в коммерцию – родственники похлопотали, например. Кто-то реально звезда: ещё во время учебы, на практике, допустим, так себя зарекомендовал, что молва разнеслась по всему городу – частники сами перехватили на старте. Но это ведь небольшой процент, никак не треть. А в остальных случаях что?

Есть несколько развилок. Точнее, тупиков. Например, бывает так. Человек учится-учится, а потом, уже ближе к концу обучения, допустим, во время реальной практики, понимает, что ошибся. Мечта спасать людей при соприкосновении с этими самыми людьми, озлобленными от боли, разбивается вдребезги. А кто-то осознаёт: не вывезет, слишком тяжело, слишком большая ответственность – не дай Бог кому-нибудь навредить. Нужно ли этих людей уговаривать не сворачивать с когда-то выбранного пути? Или лучше они, пока не поздно, найдут себе другое призвание? А может, среди них объявится новый Чехов? И даже если нет, не стоит ли пожалеть хотя бы пациентов: зачем им идти к доктору, который понял, что не хочет никого не лечить?

Или другой тупик. Что если выпускники не могут найти работу? Да, у нас дефицит кадров. Говорят: стоит только переступить порог поликлиники или стационара тебя оторвут с руками. Но в действительности всё несколько иначе. Бывает, ставки на конкретных специалистов просто не выделены – нет финансирования. В нашей детской районной поликлинике давно нет аллерголога, гастроэнтеролога, пульмонолога. К узким специалистам уже несколько лет отправляют в профильные центры в других районах, записываться к ним нужно за два-три месяца, а бывает, чуть ли не за полгода.

Понимала бы я про систему чуть меньше может, тоже выступала бы всеми руками и ногами за обязательное распределение. Ведь моим детям очень нужны специалисты. Но я знаю: вакансий-то ведь тоже нет. Постоянно ищут разве что педиатров. Но, опять-таки, не потому, что штат расширяют. Текучка жуткая. Зарплаты – слёзы, 60 тысяч рублей. Нагрузки нечеловеческие. На каждого ребёнка выделяется пять минут. Это и на осмотр, и на беседу, и на заполнение карты. И это одна половина дня, во второй – беготня по вызовам. Это каторга, а не работа. Молодые на такое соглашаться не спешат, надеются найти что-то получше. Ищут-ищут, а потом разочаровываются и уходят из профессии, так в неё и не войдя.

И вот всего этого предлагается не замечать. Предлагается просто поставить выпускников в безвыходное положение. Сначала медиков. За ними – педагогов. Потом и до всех остальных доберутся. Потому что уже не знают, что делать. Замотивировать граждан трудиться по профессии по-хорошему государство уже не может. Ему нечем. Ресурса нет. Вот и решают обойтись вовсе без пряников – только кнутом. Но кнут – тоже дело такое: всегда отскакивает обратно. Если человеку долго и с особой жестокостью создавать невыносимые условия, он очень скоро обнаружит, что ему больше нечего терять, нечего бояться. И кто тогда окажется проигравшим?

Читайте также