Педагог или учёный

Совмещение преподавательской и научной деятельности требует сложной эквилибристики. Возможно ли оно для доцентов региональных вузов? И если нет, то что делать?

Преподаватель во время лекции в аудитории. Фото: Павел Бедняков/РИА Новости

Преподаватель во время лекции в аудитории. Фото: Павел Бедняков/РИА Новости

Вопрос о том, кем в первую очередь должен быть преподаватель вуза  – квалифицированным педагогом или эффективным учёным – относится к категории вечных. В последние годы новации в высшей школе, связанные с внедрением эффективного контракта, введением наукометрических показателей для оценки научной деятельности преподавателей высших учебных заведений, сделали этот вопрос ещё более актуальным. Попытаемся найти свой ответ на него. Чем загружен вузовский преподаватель Давайте поговорим о трудовой жизни обычного доцента, работающего в каком-то обычном региональном университете, каких много на просторах нашей страны. У него, как правило, 900 часов учебной нагрузки. И сразу скажем: это очень много! В эту нагрузку входят аудиторные часы – лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия (эту нагрузку преподаватели называют «голосовой», «звонковой), а также различные виды внеаудиторной работы – руководство курсовыми и выпускными работами, практиками. Принятый не так давно норматив «один к двенадцати» (на одну преподавательскую ставку приходится 12 студентов), который вузовские педагоги совершенно правомерно называют «удавкой», приводит к тому, что вузовская администрация вынуждена регулярно корректировать так называемые нормы учебной работы, в результате доля аудиторной  нагрузки в этих 900 доцентских часах увеличивается. К каким последствиям это приводит? Рост «голосовой» нагрузки  вынуждает преподавателей регулярно брать новые дисциплины, что требует много дополнительного времени на подготовку. По каждой дисциплине преподаватель должен разработать учебно-методическую документацию – рабочую программу дисциплины (РПД), фонд оценочных средств, методические указания для практических занятий и самостоятельной работы студентов, материалы по организации студенческой научной работы. Это только стандартная методическая корзина, остальное зависит от фантазий и административного пыла вузовских администраторов на местах. Эти материалы приходится регулярно перерабатывать и актуализировать по крайней мере один раз в год.

Преподаватель решает уравнение по физике. Фото: Илья Наймушин/РИА Новости
Часто можно услышать: пусть преподаватель перейдёт на долю ставки, тогда у него освободится время для научных исследований в рамках хоздоговорных НИР и грантового финансирования. Однако не во всех отраслях науки и далеко не все преподаватели (в силу своей квалификации) могут получить гранты, тем более для этого, как правило, нужно иметь набор публикаций в солидных изданиях. Поэтому такой путь доступен немногим. Подчеркнём: всё, что изложено выше, характерно, разумеется, не для всех преподавателей. Каждый вуз может привести примеры своих коллег, которые успешно совмещают учебную работу с эффективной научной деятельностью. Однако таких, по моему убеждению, в большинстве региональных вузов немного. И снова классический вопрос Остаётся вопрос: что в этой ситуации делать? Ведь других преподавателей с учёными степенями в регионах нет, да и часть тех, кто есть, стремится либо уйти в бизнес, либо перебраться в мегаполис. Так, может быть, не стоит заставлять людей заниматься тем, что они  делать не могут, да и не хотят? Пусть они качественно ведут учебные занятия, пишут учебные пособия, разрабатывают онлайн-курсы. Как пишет мне ещё одна коллега по высшей школе: «Вообще-то вузовский преподаватель – в первую очередь преподаватель, а не учёный… Я вот со школы мечтала об этой работе. И работаю уже почти четверть века. Но никогда не хотела быть учёным. Ну неинтересно мне это. И не великий я теоретик. Зато как препод отличный. И отрабатывала бы я прекрасно, и даже не выгорая, эти 900 часов учебной нагрузки, если бы не ещё 900 часов (а то и больше) на создание всякой макулатуры  и “отработки” обязательной публикационной активности». Конечно, в таком случае придётся менять подходы к оценке эффективности научной работы вузов, но все подходы не падают с неба, а разрабатываются людьми.

Читайте также