Православное культуртрегерство или оглашение?

«Стол» поговорил со священниками из разных городов о том, как давно в Русской церкви начали полноценно готовить людей к крещению

Массовое крещение жителей Северной Осетии. Фото: 	Владимир Иванов / РИА Новости

Массовое крещение жителей Северной Осетии. Фото: Владимир Иванов / РИА Новости

Русский писатель Николай Лесков сказал как-то, что Русь была крещена, но не просвещена, и даже особо выделял человека, который прочитал всю Библию – «до Христа дочитался». То есть большинство православных крестились потому, что так делали до них все их предки, а до глубин веры, до её света и силы доходили лишь отдельные люди. После более чем семидесятилетия истребления христианства в СССР многие крестились, не зная настоящего смысла этого таинства. Кто для здоровья, кто для обретения супруга или ребенка, кто потому что он русский. О том, что они приносят великие обеты Богу во время крещения, многие и не догадывались, и сейчас не догадываются. Между тем в древней церкви существовала целая традиция катехизации, или по-русски оглашения – устного наставления в вере: люди могли готовиться к крещению несколько лет, узнавая предлагаемую им веру и стараясь получить ответы на свои вопросы прямо от Бога. Во второй половине XX века об этой изрядно забытой церковной практике стали вспоминать, в том числе и в Советском Союзе, где и в храм-то пойти было опасно. – Когда, на ваш взгляд, возродилась или начала возрождаться  в Русской православной церкви катехизация – полноценная подготовка людей к крещению? Священник Стефан Нохрин (Хабаровск):

Священник Георгий Кочетков. Фото: sfi.ru
Слава Богу, высшие церковные иерархи, прежде всего  Святейший Патриарх, поддерживают идею катехизации, понимают её значение. Просто очень трудно это дело сдвинуть на общецерковном уровне, потому что многие-многие века в церкви этому не учили. Даже когда были написаны катехизисы – в XIX веке или иногда чуть раньше – всё равно это не было катехизацией. Да, много трудностей. Прежде всего нужно учить катехизаторов. То, что сейчас называется подготовкой катехизаторов – это пока только первые пробные шаги, это ещё не то, что нужно. А нет настоящих катехизаторов – нет и настоящей подготовки к первому сознательному крещению, миропомазанию или причастию. У людей есть разные возможности вхождения в церковную жизнь, но без нормальной катехизации они все, как правило, неполноценные.  Ясно, что сейчас процесс восстановления катехизации переживает некоторый кризис. Вроде бы есть соответствующий церковный отдел, какие-то методики, какие-то попытки, но пока это кризисное явление. Церковь не открылась ещё навстречу этому опыту, хотя мне кажется, что Патриарх хотел именно этого. Но как это делать? Надо опираться на тех людей, которые сами хотят возрождения церковной жизни и готовы делать усилия для этого. Надо смиренно сказать, что мы ещё церковную жизнь не возродили в полноте, это только нас ждёт. Здесь, конечно, не обойтись без серьёзной катехизации. Надо включать и мирян, не боясь того, что люди будут вместе, что у них будет свой голос. Если эти люди будут всерьёз научены вере, если для них церковь станет их Домом, а не внешней организацией, то их голос будет внутрицерковным, а не навязанным извне, как это часто бывало и бывает до сих пор.  Задач очень много, можно приступать к ним с разных сторон. Но я бы считал, что прежде всего нужно хорошенько вникнуть в церковную традицию оглашения, чисто исторически её получше узнать. На этой базе можно будет составить современное представление о подготовке катехизаторов и начать их готовить. Здесь нужна какая-то живая инициатива снизу, но хорошо, если она будет поддержана и сверху. Пока ещё проблема катехизации в церкви стоит очень остро. Если и существует последовательная длительная ответственная катехизация, то почти целиком это сводится к усилиям Преображенского братства и нескольких самостоятельнвх энтузиастов. Но если это священники, то жить им в церкви бывает крайне трудно. Да, опыт нашего Братства очень непростой, рассчитанный на людей образованных, подготовленных, ревностных, которых в церкви не так много, но этот опыт есть. И то, что он не востребован, что он как бы проигнорирован в церкви – большая беда. Пытались с ним знакомиться, но фактически его отвергли, предпочтя идти по линии наименьшего сопротивления, плыть по течению. Это было стратегической ошибкой, из-за которой и провалилась вся инициатива с возрождением катехизации на общецерковном уровне. Но мы имеем Надежду!

Читайте также