Незапрещённая профессия

Умрёт журналистика как профессия или как-то изменится в связи с участившимися санкциями, в чём настоящая миссия журналиста и чем приходится заниматься фактически, есть ли у общества запрос на независимые СМИ и что будет с региональными медиа – эти и другие трудные вопросы обсудили участники круглого стола «Свобода слова: новые возможности». «Стол» собрал десять главных тезисов дискуссии

Фото: Sharomka/Shutterstock/FOTODOM

Фото: Sharomka/Shutterstock/FOTODOM

«В журналистике, скорее всего, останется либо индивидуальная работа журналиста, либо работа коллаборациями – собраться сделать проект, разойтись, потом снова собраться». Сергей Лапенков, журналист, сооснователь движения «Бессмертный полк», исполнительный директор АНРИ (Ассоциации независимых региональных издателей, Москва)

***

«Я сначала хотела поучаствовать во флешмобе, который прокатился по Facebook (#запрещённая_профессия – прим. ред.), а потом поняла, что не надо этого делать, ничего это не запрещённая профессия. Когда говорят, что это вторая древнейшая профессия, конечно, рассказывать новости и интерпретировать их – это одна из базовых потребностей людей, пожалуй, даже более главная, чем обеспечивать их едой. Поэтому будем жить и найдем способы “дышать под водой”». Мария Орлова, главный редактор журнала «Караван» (Тверь).

***

«У меня намного больше оптимизма в связи с нынешней общественно-политической обстановкой, потому что если ты умеешь разговаривать с людьми, находить общий язык и переводить чиновничий документ на язык читателей, зрителей или слушателей, ниша внутри журналистики для тебя обязательно останется. Будущее – это время, когда свобода слова, внимание к факту, критическое мышление и осознанное принятие решений, – являются ценностями. Нужно работать и вести себя так, как будто будущее уже наступило, а не ждать, когда обстоятельства сложатся. Да, сейчас очень тяжело, но чем больше людей будут вести себя так, как будто это время уже наступило, тем быстрее оно и наступит». Олег Григоренко, главный редактор интернет-журнала «7х7» (Воронеж).

***

«К сожалению, мы должны признать, что какого-то массового запроса со стороны аудитории на независимые медиа в нашей стране нет. Это не значит, что работа независимых медиа или просто тех, кто стремится честно работать в журналистике, в тех же самых муниципальных изданиях, – безнадежное дело. В этой ситуации можно работать с горизонтальными историями – что-то, что может объединять людей в конкретном месте, например, спасение библиотеки или что-то ещё.  Сообщества, которые формируются вокруг медиа, – очень важны. Пандемия показала, что медиа, которые имеют такие сообщества, – они и сохранились». Сергей Лапенков, журналист, сооснователь движения «Бессмертный полк», исполнительный директор АНРИ (Ассоциации независимых региональных издателей, Москва).

***

«Мне бы хотелось, чтобы редакции существовали бы в таком формате, когда есть классный бренд, есть история СМИ, есть какие-то ценности, которые тянутся из прошлого в будущее, но практика показывает, что выигрывают те команды, которые быстро собираются, быстро делают какой-то проект, потом начинают что-то новое… И, видимо, редакции и в политических, и в экономических условиях будут существовать именно в виде проектных команд. Мой прогноз такой». Олег Григоренко, главный редактор интернет-журнала «7х7» (Воронеж).

***

«Роль различных региональных медиа-проектов будет умножаться. И увеличение их числа – это наше ближайшее будущее». Леонид Зильберг, издатель «7Х7» (Сыктывкар)

***

«Журналистика в регионах сейчас замещает собой огромное количество институтов: это может быть и правозащита, и это популярно, люди пишут со своими бедами, просто потому что некуда идти, история про какие-то бытовые нарушения – и вот уже региональная редакция начинает замещать собой прокуратуру, история про информационную поддержку какого-то социального движения – и вот уже редакция начинает замещать собой политическую партию. Я этого не одобряю, хочется, чтобы журналистика была журналистикой, а не занималась политической деятельностью или деятельностью по надзору за соблюдением законодательства». Олег Григоренко, главный редактор интернет-журнала «7х7» (Воронеж).

***

«Важно, чтобы региональные СМИ делали какие-то коллаборации, как-то соединялись между собой, невозможна экспертиза в одиночку, будь ты семи пядей во лбу. Потому что то, что происходит в стране, не знает никто. Когда в Екатеринбурге освещали скандал «храм или сквер», никто не разобрался в ситуации – ни местные СМИ, к сожалению, ни федеральные. И здесь нужны и взаимопомощь, и взгляд со стороны». Олег Глаголев, редактор медиапроекта s-t-o-l.com (Екатеринбург).

***

«В выборе термина «иностранный агент» принято кивать на США, где присутствует подобная формулировка, но коннотация этой формулировки в нашем историческом опыте абсолютно негативная – от «иностранного агента» до «врага народа» очень короткое расстояние, и к сожалению, огромное количество людей в нашей стране считает, что это именно так». Сергей Лапенков, журналист, сооснователь движения «Бессмертный полк», исполнительный директор АНРИ (Ассоциации независимых региональных издателей, Москва)

***

«Единственное, что может сделать журналистика – это рассказывать людям о людях, рассказывать о фактах, не уходить в идеологию или пропаганду ни в хорошем, ни в плохом смысле. Самое ценное – это дать людям информацию для того, чтобы они видели ситуацию вокруг себя максимально полно. Я бы хотел, чтобы у людей была возможность принимать осознанные решения. Задача журналистики как бы фонариком высвечивать и говорить “болит вот здесь”». Олег Григоренко, главный редактор интернет-журнала «7х7» (Воронеж)

Читайте также