Должна ли баба Маша комментировать Евангелие

Как может меняться сегодня Русская церковь обсуждают клирики и миряне из разных епархий на Форуме «Имеющие надежду»

Пожилая женщина во время праздничного пасхального богослужения в храме Святителя Алексия в Рогожской слободе. Фото: РИА Новости /Михаил Воскресенский

Пожилая женщина во время праздничного пасхального богослужения в храме Святителя Алексия в Рогожской слободе. Фото: РИА Новости /Михаил Воскресенский

Три последних десятилетия, практически с падения советского режима, Русская православная церковь живёт в ожидании существенного обновления своей жизни. У людей думающих и совестливых крупнейшая религиозная организация в России, как правило, если не вызывает отторжения, то и большой симпатии не вызывает также. Хотят ли перемен сами представители церкви, священнослужители и миряне? И как может меняться такой большой и консервативный институт, как церковь? Протоиерей Вячеслав Рубский, настоятель храма царицы Александры мученицы при Одесском национальном морском университете:

Георгий Кочетков. Фото: psmb.ru
 Говоря о том, как может меняться церковь, важно уточнить, о какого рода изменениях идёт речь, изменения-то могут быть совершенно разные. Мы предполагаем, что они должны быть позитивными, но не очень ясно, к чему мы стремимся. Конечно, есть слова Писания, что мы должны обновляться духом. Мы помним и старое изречение «Ecclesia semper reformanda», но даже его можно по-разному перевести: церковь всегда реформируется, или всегда обновляется, или она меняется – это не совсем одно и то же. Мне, допустим, очень не близка любая идеология реформации. Не потому что реформаторы плохие люди – как правило, это ревностные, очень верующие люди. Вспомните того же замечательного Лютера – он безусловно был очень ревностный, очень честный и выдающийся человек. Но даже такая мягкая реформация, как лютеранство, привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, в Западной церкви произошел раскол. А с другой, очень много изменилось в лучшую сторону в католической церкви благодаря этим христианским движениям XVI века. Второе – человеческий фактор. Мы должны знать, чего мы хотим. Сейчас прозвучали очень хорошие слова отца Вячеслава о том, что мы должны взять на себя ответственность за всю традицию в целом, мы должны как-то подвести итоги. Я с этим тоже лично сталкиваюсь на протяжении последних тридцати лет в процессе работы над катехизисом. Одно дело – когда я вёл катехизацию 50 или 40 лет назад, а другое – когда мне нужно было писать всё это, а потом ещё редактировать, что-то и переписывать. И когда я закончил описывать все четыре этапа оглашения в многочисленных книгах, то понял, что я, совершенно этого не планируя, столкнулся с задачей как бы подвести итог всей традиции, всему двухтысячелетнему периоду церковной истории. Видимо, наступил такой момент в истории, когда надо подвести итоги.  Ведь мы живём уже в другую постконстантиновскую эпоху, которая без этого не может быть осознана, воспринята. Из-за этого мы всё время стреляем кучно, но мимо, и Православную церковь никто в народе, в обществе всерьёз не воспринимает. Всё дискредитировано, плюс ещё помогают некоторые силы извне. Скоро будут пальцем показывать и плевать вослед нам, с чем я столкнулся однажды в Израиле... Но не будем о грустном.  Сейчас людям, приходящим к Богу и в Церковь, очень нужна помощь – не только переходящим в православие из других конфессий. Хотя в некоторых областях протестантов больше, чем православных, особенно за Уралом. Самое-то главное – наши практические атеисты, которых во много раз больше. Они очень хотят прийти к Богу, только не знают, как, и никому не доверяют. Как мы ответим этим людям, которых большинство в нашей стране? Их не привлекает церковь в том виде, в котором она есть. Подлинной Церкви они не знают. А откуда они её узнают, когда её внутри церкви часто не знают ни клирики, ни миряне, ни даже некоторые архиереи? Какая уж там апостольская преемственность, прости, Господи!  Кто им ответит? Чтобы отвечать всерьёз, нужна настоящая катехизация, а катехизация это и есть подведение итогов всей нашей церковной истории, потому что мы должны научиться отвечать на современные вопросы на современным языкомне просто на русском, а так, чтобы тебя поняли по смыслу и восприняли дух. Это совсем другая задача. Поэтому Церковь должна всесторонне обновляться Духом Святым, а не произволом человеческим. Но Дух Святой действует через людей, а не вообще Сам по Себе, без людей или против людей. А значит, Он хочет действовать и через нас. Готовы мы к этому или нет? Что мы для этого делаем? Предлагаем стилизацию, или интеллектуальные игры, или превращаемся, прости, Господи, в коучей? Это бегство, это эскапизм недостойный священника и вообще христианина. Правильно кто-то сегодня говорил, что не надо ждать, не надо согласовывать ни с каким начальством – ни светским, ни церковным – создание общин, братств, катехизацию. Мне повезло, что я родился 70 лет назад, когда согласовывать что-то с начальством было абсолютно невозможно, и это было во благо. Поэтому я мог начать катехизацию в 71-м году. Сейчас это вызвало бы реакцию: как это вы без благословения! А когда мы вели её десятилетиями, там уже спрашивать, почему вы без благословения, было бы неуместно и смешно. И архиереи, слава Богу, это понимали, включая патриарха Алексия Второго.  Таким образом, ответ на вопрос, как может меняться церковь сегодня, очень прост: давайте дадим свободу действия Духу Святому и будем сами действовать в этом Духе – личностно и соборно, церковно и ответственно, отвечая за все последствия своих слов, поступков и всего, что мы делаем сами, и тем более вместе с другими людьми. Вот пока и всё.

Читайте также