Юлия Балакшина, доктор филологических наук, учёный секретарь Свято-Филаретовского института, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург):
– Много лет 30 октября на улицах Петербурга (и других городов) мы молитвенно поминаем людей, погибших в годы советских репрессий. Приходится вдохновлять священников молиться под открытым небом, на ветру или под дождём. И вот нечаянная радость: сегодня Синод благословил «на территории России 30 октября совершение заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». Всё прекрасно, но что-то тревожит:
– Что значит «безвинно» и кто это будет решать? (А если человек служил в системе, а потом попал в её жернова?)
– Почему только православных? В этих бесчисленных списках финны, латыши, поляки, ассирийцы... Кто помянет их? Неужто разделимся по конфессиям и национальностям?
– Молиться предписано «на местах страданий», в приходских храмах, монастырях. Но не спрячем ли мы за стенами храмов и монастырей это горе от наших соотечественников? Не правильнее ли выйти хотя бы на паперти и прихрамовые территории?
– И наконец, «заупокойное богослужение» на церковнославянском языке (лития или панихида) мало понятно вот этим самым людям, которые, выйдя из метро «Владимирская», вдруг оказываются в пространстве памяти. Как найти точные слова, чтобы определить, за кого и почему мы молимся? Вот одно из тех прошений, которые мы произносим в этот день. Но что будет звучать в храмах? «С великой скорбию и надеждой на милость Твою, Господи, мы вспоминаем пред лицом Твоим всех, кого беззаконно осудили на смерть или бесчеловечное существование и верную гибель на тяжких работах в советских ссылках и лагерях».
Димитрий Цорионов, православный активист:
– Хочется отметить одно очень важное решение, принятое на днях Священным Синодом Русской церкви. Теперь 30 октября – День церковной памяти жертв советской тоталитарной системы. В каждом храме России, начиная с храма Христа Спасителя и храма Новомучеников на Бутовском полигоне, будут проходить особые богослужения и поминальные мероприятия.
Священный Синод подчёркивает, что Русская православная церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории». Священный Синод благословил совершение 30 октября заупокойных богослужений о всех православных христианах, «безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». Учитывая контекст того, что происходит на канонической территории РПЦ, это свидетельство стоит дорого и его стоит воспринимать предельно однозначно. Оно не про прошлое, оно про настоящее и будущее.
Отдельно хочется поблагодарить организаторов ежегодной акции «Молитва памяти», когда по всей России тысячи человек читают молитвы за жертв репрессий, произнося вслух их имена. Она стала предтечей этого решения Синода.
Олег Глаголев, редактор «Стола»:
– В пятницу, 24 сентября, Синод РПЦ принял одно важное решение – об учреждении особых поминальных богослужений 30 октября, в День памяти жертв советских репрессий. По-моему, очень верно утвердить такой День памяти на общецерковном уровне – даже не на поместном. Интересно, что Синод здесь реагирует на инициативу снизу, а не просто облучает своими решениями народ, как чаще всего бывает. Всё же члены Русской православной церкви уже более десятилетия в разных городах и епархиях поминают жертв подлого коммунистического режима, назвав это просто «Молитвой памяти». Да и как можно не поминать своих поруганных и убитых родных и близких, своих предшественников в вере, своих земляков. Мы, когда читаем и слушаем в Екатеринбурге эти имена уральцев, снова и снова содрогаемся. Никогда не забуду мужчину с двумя портретами дедов-священников в правой и левой руке: один – из патриаршей церкви, другой – из обновленческой, расстреляны в одном подвале на улице Ленина, где сейчас ОблУВД.
Соглашусь тут с меткими вопросами Юлия Балакшина: коль уж поминать убитых бандитами, то и не писать «безвинно» (как-будто кого-то убили законно или по заслугам), и не выделять православных, а ходатайствовать за всех униженных и замученных – по примеру Христа. На Молитве памяти все годы поминают именно так. С благодарностью вспоминаю митрополита Кирилла (Наконечного), ныне Татарстанского, много лет благословлявшего в нашей епархии Молитву памяти и молившегося с нами.
Это о том, чему я радуюсь.
Теперь – от чего трепещу. Вся «память церкви» будет состоять в брошенном перед аналоем половичке, на который встанет батюшка, прогудит литию и в лучшем случае вспомнит погибшего здесь священника. Это как с кампаниями по приходской катехизации и созданию общинной жизни на приходах – увядшими, так и не начавшись, за редчайшим исключением тех случаев, где об этом у кого-то очень болит сердце. Чтобы, как написано в «Журнале № 70» Синода, «подчеркнуть, что Русская православная церковь “помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории”», – нужна консолидация самых разных заинтересованных сил, официальных и неформальных, таких как Юрий Дмитриев и Проект Сандармох. Возвращение имён. Это поминовение, чтобы оно было живым, требует большой работы и со стороны учёных, историков, по крупицам достающих из небытия имена беззаконно убитых, и со стороны простых верующих, для которых это поминовение – молитва и дело совести, а не просто акция. Нужно постоянное обсуждение и популяризация результатов этой работы. Важно, чтобы церковные структуры на всех уровнях это поддерживали, а не стояли «над».
Без этого постановление Синода, которое, конечно, нуждается в доработке, будет иметь очень локальное значение и не достигнет своей цели.