Вот так номер!

Очередной конфликт между властями Сербии и непризнанной Республики Косово по поводу автомобильных номеров может вызвать геополитическую бурю в Европе с последующими санкциями против России

Административная граница между Сербией и Косово. Фото: СЕГОДНЯ/youtube.com

Административная граница между Сербией и Косово. Фото: СЕГОДНЯ/youtube.com

С чего всё началось?

Ситуация на административной линии между Косовом и Центральной Сербией обострилась после того, как косовские власти распорядились не пропускать на косовскую территорию автомобили с сербскими номерами. По новым правилам, все владельцы таких автомобилей должны при въезде в Косово ставить временные косовские номера, действующие два месяца, уплатив за это пошлину в пять евро.

Власти Косова объяснили свои действия принципом взаимности.  Дескать, сербы, не признающие независимости Косова, не признают и автомобильные номера, выданные косовскими властями, поэтому с 2008 года автомобилисты из Косова для въезда в Сербию должны получать временные номера на два месяца и платить за это пошлину.

Но история с номерами имеет свою предысторию. Напомним, что ровно год назад в Вашингтоне президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Косова Авдулла Хоти при посредничестве президента США Дональда Трампа подписали соглашение об экономическом сотрудничестве, которое в Белом Доме назвали «историческим прорывом».

«Президент Дональд Трамп объявил, что Сербия и Косово договорились о нормализации экономических отношений. Ещё одно историческое соглашение, достигнутое президентом для того, чтобы сделать мир более спокойным, процветающим местом», – написал в твиттере тогдашний представитель Белого Дома Джадд Дир.

Наиболее важной частью соглашения стало решение Косова присоединиться к безвизовой зоне, о которой ранее договорились Сербия, Албания и Северная Македония. Кроме того, были урегулированы вопросы взаимных инвестиций в некоторые инфраструктурные проекты, такие как строительство шоссе до Приштины и эксплуатацию местной ГЭС, питающей единую энергосистему двух стран.

Тем не менее в политическом плане соглашение получилось спорным и непроработанным. В Косове были уверены, что Вашингтонское соглашение де-факто является актом признания Косова со стороны сербов.  Сербский президент, напротив, не уставал повторять, что экономические договорённости не снимают политических разногласий вокруг признания независимости Косова:

– Это не трёхстороннее соглашение. Разница важна. Итак, это соглашение, которое Сербия заключила с США, третья сторона не признана субъектом международного права.

Так или иначе, но в Вашингтоне стороны обязалось на один год заморозить все политические конфликты. Косово остановило процесс вхождения в какие-либо международные организации, а Сербия – процесс борьбы за отзыв признания независимости Косова.

И вот год прошёл, и новый президент Вьоса Османи решила политическими мерами «подтолкнуть» Сербию к продолжению признания Косова в рамках чисто экономического взаимодействия.

Как развивался конфликт?

Итак, 20 сентября косовские полицейские заняли КПП «Ярине» и «Брняк» на границе с Сербией и начали принудительно снимать с сербских автомобилей госномера. Их заменяли табличками непризнанного образования и взимали «пошлину». Сербов возмутило поведение албанцев, и они начали мирный протест.

В ответ на новые правила проживающие в северной части Косова этнические сербы устроили акцию протеста, заблокировав грузовиками дороги на пограничные КПП.

Власти стянули в регион подразделения спецназа и попытались разогнать протестующих слезоточивым газом, однако этого сделать не удалось, и акция продолжается до сих пор.

22 сентября власти Приштины предложили Сербии на взаимной основе признать автомобильные номера, но в качестве ответа президент Сербии Александр Вучич опубликовал обращение к сербам в Косове.

 «Мы должны бороться за свой народ, за его безопасность, – сказал Вучич. – Все должны понимать, насколько трудной является ситуация для сербов, живущих сейчас в Косове». Однако для более активных действий, по словам президента, «сейчас у Сербии связаны руки».

Президент Сербии Александр Вучич. Фото: duma.gov.ru

23 сентября сербские СМИ написали, что косовские полицейские около одного из КПП избили трёх сербов (власти Косова инцидент отрицали). В Сербии привели войска близ границ с краем Косово в состояние повышенной готовности.

25 сентября истребители ВВС Сербии провели патрулирование на границе с Косовом.

В тот же день власти Косова заявили, что неизвестные подожгли неподалеку от границы два отделения Министерства внутренних дел.

ЕС и НАТО потребовали от Косова вывести спецназ, а от сербов – снять блокаду границы.

26 сентября границу с Косовом посетили российский посол в Сербии Александр Боцан-Харченко и военный атташе РФ генерал-майор Александр Зинченко. Их сопровождал министр обороны Сербии страны Небойш Стефанович.

Вечером того же дня уже сама Сербия выступила с требованиями к НАТО: президент страны Александр Вучич заявил, что Белград ждёт вмешательства альянса в течение 24 часов, заявив, что «если НАТО не отреагирует, отреагирует Сербия».

Через несколько часов после этого на пограничном пункте Ярине были замечены военнослужащие миротворческих сил KFOR. В сопутствующем заявлении организации подчёркивалось, что она «внимательно следит за безопасностью в Косове» и «увеличит число регулярных патрулей».

27 сентября – новый инцидент в Косове: группа из пятнадцати сербов подверглась нападению в южной части Косовской Митровицы при передаче документов Агентству сельского хозяйства. Представитель сельскохозяйственного агентства Шефки Байрами подтвердил, что на сербских фермеров напала группа албанских националистов, вооружённая ножами и бутылками, и только благодаря помощи сотрудников Агентства никто серьёзно не пострадал.

Командующий силами KFOR в Косове генерал-майор Франко Федеричи объявил, что миротворческие силы усиливают патрулирование вдоль всей границы.

Что будет дальше?

В среду, 29 сентября, в Брюсселе уже запланирована встреча главных переговорщиков Сербии и Косова Петара Петковича и Бесника Бислими.

Накануне этих переговоров Госдеп США сделал большой реверанс в сторону Сербии – явно для смягчения национальной гордости сербов, которых готовят к новым уступкам ради признания Косова. Как сообщили сербские СМИ, в ходе заседания Генассамблеи ООН в Нью-Йорке некий представитель главы Госдепа Энтони Блинкен в телефонном разговоре «ясно дал понять президенту Временных институтов Приштины Вьози Османи, что он не согласен с тем, как Приштина установила взаимность в отношении номерных знаков транспортных средств с Сербией и отправки специальных сил в Северное Косово».

Что потребуют на переговорах от Сербии

На середину октября намечены традиционные российско-сербские военные учения «Славянский щит», на которых Россия собирается представить новинки в сфере ПВО, – в частности, самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного и морского базирования «Панцирь С2».

Напомним, что Сербия, несмотря на объявленный партией курс на вступление в НАТО (Белград подписал в 2015 году Индивидуальный план партнёрства с НАТО), после учений «Славянский щит – 2019» уже закупила первую партию российских «панцирей», что вызвало крайне негативную реакцию в Брюсселе, где настаивали на перевооружении сербской армии по американским образцам.

Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С» на учениях «Славянский щит – 2019». Фото: mil.ru

Российско-сербско-белорусские учения «Славянский щит – 2020» уже были отменены. Как признался министр обороны Сербии Александр Вулин, это решение принималось под большим давлением Евросоюза.

– Сербия не ядерная супердержава, которая всегда может сказать «нет». От нас потребовали не принимать участия в мероприятиях с Белоруссией.

Сейчас идёт полным ходом подготовка и к отмене нынешних учений. Так, президент Сербии Александр Вучич демонстративно отменил встречи с послом Российской Федерации Александром Боцан-Харченко и послом КНР Чен Бо.

Активизировалась и сербская оппозиция. Так, депутат сербского парламента Драган Шормаз раскритиковал визит посла России в сербские военные части, расположенные у границы с Косовом.

– Россия ничего не может сделать, Китай ничего не может, ЕС ничего не может. Единственные, кто может влиять на Приштину и Белград, нравится это кому-то или нет, – это Соединённые Штаты, – заявил Шормаз.

А раз так, то нужно идти в фарватере США.

Что стоит на кону

Интересно, что Драган Шормаз является депутатом от Прогрессивной партии Сербии – той самой партии, председателем которой является сам президент Вучич. Но не стоит забывать, что в Сербии 3 апреля 2022 года уже пройдут новые президентские выборы, и сейчас в Белграде уже началась предвыборная гонка.

Нынешний президент Сербии Александр Вучич не раз декларировал свой основной политический принцип: Сербия должна стать членом ЕС, но остаться близким другом России и сохранить военно-политический нейтралитет. Коллективный «Запад» в лице США возражает: чтобы стать членом ЕС,необходимо сначала стать членом НАТО, а стать членом НАТО без признания Косова невозможно. Но загвоздка в том, что любой шаг к признанию независимости Косова убьёт репутацию любого сербского политика.

Что ж, похоже, в Вашингтоне осознали, как решить это уравнение. Нынешний кризис на границе станет первым шагом для признания Сербией независимости Косова, что, конечно же, вызовет в стране рост националистических настроений. Но во всём случившемся виноватым будет объявлен сам «слабый» Вучич, который ошибочно положился на «предавшую» его Россию. Таким образом, по плану, будут убиты все зайцы сразу: Косово получит признание, вход в НАТО будет открыт, а Россия с её вооружением будет выдавлена с Балкан.

Другое дело, что сам Вучич, как показали события нынешнего конфликта, вовсе не собирается становиться «мальчиком для битья». Он и сам готов первым обвинить Россию.

Читайте также