Умение читать – навык поздний и в общем необязательный

За месяц мы прочитываем в соцсетях объём «Войны и мира». Почему бумажные книги проигрывают электронным конкурентам, но остаются пропуском в вечность?

Девушка читает книгу. Фото: Maisie Kane / pexels.com

Девушка читает книгу. Фото: Maisie Kane / pexels.com

Рабочие Челябинского железнодорожного узла получают книги в библиотеке, 1934 год. Фото: Государственный исторический музей Южного Урала
Даже очень знаменитая книга. Скажем, огромным успехом пользуется роман Гюзель Яхиной «Зулейха открывает глаза». У Яхиной большие, по нынешним временам, тиражи. Она лауреат престижных премий. Её прозу переводят за рубежом. Но не случайно грандиозный скандал вокруг неё вспыхнул только после сериала, после экранизации «Зулейхи» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Тогда не десятки и не сотни тысяч, а миллионы людей узнали, что есть такая писательница. Влияние литературы несопоставимо с визуальным искусством. Впрочем, есть и другая точка зрения. Писатель и учёный Владимир Губайловский считает, что современный человек читает не меньше, а больше. Только это совсем другое чтение: «Фэйсбук воспринимается как отдых, и нагружать себя трудными текстами, которые требуют критического осмысления и интерпретации, хочется не всегда (честно говоря, очень редко хочется). Чтение фрэнд-ленты – это именно сёрфинг, то есть скольжение по поверхности, с редкими необременительными погружениями: нырнули за красивым камешком (повелись на броский заголовок), прочитали (а точнее, пробежали глазами примерно 20 % текста), выскочили и поскользили дальше». При этом общий объём прочитанного воистину огромен, пишет Губайловский: «постоянный пользователь Фэйсбука прочитывает за день десятки тысяч знаков, за месяц это объём “Войны и мира”». Поразительно, мы прочитываем каждый месяц «Войну и мир»! Увы, по качеству это чтиво далеко от прозы Льва Толстого. Сложные тексты читатель чаще всего обходит вниманием. Читают и «лайкают» подписи под фотографиями девушек и котов, под анекдотами и короткими сообщениями. Такое чтение, конечно, не слишком ценно. Учёные недавно «поверили алгеброй гармонию». Британский лингвист Филипп Дэвис, нейрофизиологи Гильом Тьери и Нил Робертс провели эксперимент. Оказывается, электроэнцефалограмма читающих Шекспира отличается от электроэнцефалограммы «читающих обыденные или бессмысленные тексты». Такое чтение мозг воспринимает как решение сложной задачи, активизируются другие области мозга, активизируются нейронные связи. Мозг работает гораздо интенсивнее. Это своеобразная «гимнастика» для ума. Она замедляет старение мозга, помогает адаптироваться к быстро меняющемуся миру. «Хорошая книга делает человека умнее, острее, я бы даже сказал – сложнее». Как видим, слова эпизодического отрицательного (но умного) героя «17 мгновений весны» подтверждаются в полной мере. Так было прежде. Ход истории предугадать трудно, но у нас есть все основания считать, что так будет и спустя много лет.

Читайте также