«Досье Пандоры»

Почему архив офшорных операций бывших и действующих глав государств назвали «Досье Пандоры»?  

Фото: Pressmaster/shutterstock/fotodom

Фото: Pressmaster/shutterstock/fotodom

«Досье Пандоры» – это расследование Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ), работающего на деньги миллиардера Джорджа Сороса, специалисты которого (а это более чем 600 журналистов из 150 новостных агентств) изучили выдержки из порядка 12 млн документов с данными об офшорных счетах ряда мировых политиков.

В сообщении ICIJ говорится, что в документах фигурируют данные о 35 действующих и бывших национальных лидерах, а также о 330 действующих чиновниках высокого ранга из 91 страны. Также приводится информация о более чем 130 миллиардерах из 45 стран, в том числе о россиянах.

Кто фигурирует в расследовании?

Бандит Раффаэле Амато, чья история легла в основу фильма «Гоморра», через подставную компанию, зарегистрированную в Лондоне, купил участок земли в Испании – незадолго до того, как сбежал туда из Италии, чтобы создать собственную преступную группировку. Сейчас Амато отбывает 20-летний тюремный срок, так что его участок земли пустует.

* * *

Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш использовал офшорную инвестиционную компанию для приобретения недвижимости на юге Франции стоимостью 22 млн долларов.

Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш. Фото: vlada.cz

* * *

Король Иордании Абдалла II через три десятка офшорных компаний тайно приобрёл 14 роскошных домов стоимостью более 106 млн  долларов в США и Великобритании. В 2017 году король через компанию на Британских Виргинских островах купил в Калифорнии роскошную виллу за 23 млн долларов – с видом на пляж для серфинга.

* * *

Генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст через ряд офшорных компаний стал совладельцем компании, которой принадлежат десятки кинотеатров и другая собственность в Москве.

«Утечка данных показывает, что к 2019 году стоимость личной доли Эрнста в владении недвижимостью превысила 140 млн долларов, – говорится на сайте консорциума. – Эрнст сказал ICIJ, что он “никогда не скрывал” своего участия в сделке по приватизации и что сделка не была компенсацией за его работу во время Олимпийских игр 2014 года. “Я не совершал никаких противоправных действий, – сказал он. – Я не совершаю никаких действий сейчас и не собираюсь этого делать”».

* * *

Геннадий Тимченко – российский миллиардер и нефтяной магнат, известный своими близкими отношениями с президентом России Владимиром Путиным.

Геннадий Тимченко. Фото: kremlin.ru

В 2010 году инвестиционный фонд Тимченко Volga Resources стал одним из крупнейших акционеров Новатэка, одной из основных газовых компаний России. Документы «Пандоры» раскрывают серию крупных займов в 2007-м и 2008 годах между анонимными офшорными подставными компаниями и фирмой Тимченко, зарегистрированной на Кипре.

* * *

Светлана Кривоногих, бывшая уборщица из Санкт-Петербурга, которую подозревают в тайных многолетних романтических отношениях с президентом России Владимиром Путиным, владеет жилой недвижимостью на сумму в 14,5 млн долларов. Она также владеет некоторыми активами – например, 3 % акций в банке «Россия», который, по данным ICIJ, контролируется близким другом Путина Юрием Ковальчуком. Кроме того, она является совладелицей одного из горнолыжных курортов в Сочи.

* * *

Дети президента Ильхама Алиева – Арзу, Лейла и Гейдар Алиевы – за период с 2006-го по 2018 год стали акционерами 44 компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах. Согласно документам, дети владели пятью компаниями, которые в период с 2006-го по 2009 год купили элитную недвижимость в Лондоне на сумму более 120 млн долларов.

Гейдару Алиеву, младшему ребёнку президента, было всего 11 лет, когда он стал акционером компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, которая только что купила офисный блок за 49 млн долларов в Мэйфэр, одном из самых элитных районов Лондона.

Семь месяцев спустя офшорная компания, принадлежащая его старшей сестре Арзу, купила офисное здание через улицу вниз. Когда через девять лет здание было продано, компания зафиксировала прибыль в размере 40 млн долларов.

В 2009 году компания, принадлежащая старшей дочери, Лейле Алиевой, купила угловое здание за 13,5 млн долларов за лондонским Oxford Circus: там находился ряд предприятий, которыми управляли друзья семьи Алиева.

* * *

В списке оказалось и имя президента Украины Владимира Зеленского. В частности, говорилось о том, что до победы на выборах главы государства Владимир Зеленский владел долей в офшорной компании Maltex Multicapital Corp, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Также Maltex в равных долях (по 25 %) владели супруга Зеленского, братья Сергей и Борис Шефиры, а также Андрей Яковлев. Почти за три недели до первого тура президентских выборов, 13 марта 2019 года, Зеленский безвозмездно передал свою долю в этой компании Сергею Шефиру, который стал первым помощником украинского президента. В то же время Шефир не является государственным служащим и не должен подавать ежегодную декларацию о доходах.

Президент Украины Владимир Зеленский. Фото: president.gov.ua

Также, по данным журналистов, в 2012 году – при переходе студии «Квартал 95» на телеканал олигарха Игоря Коломойского – Владимир Зеленский и его ближайшее окружение создали сеть офшорных компаний, которая сейчас владеет элитной недвижимостью в Лондоне на миллионы долларов США. В частности, Сергей Шефир  через офшорную компанию владеет двумя квартирами в Лондоне. Guardian пишет, что речь идёт о купленной в 2016 году за 1,575 млн фунтов стерлингов квартире с двумя спальнями и ещё одной квартире с тремя спальнями недалеко от Бейкер-стрит, купленной в 2014 году за 2,2 млн фунтов стерлингов. Стоимость этих двух квартир на момент покупки составляла 3,8 млн фунтов стерлингов. Элитная недвижимость в Лондоне есть также у Андрея Яковлева – бывшего бизнес-партнёра Зеленского, сценариста и режиссёра фильмов и сериалов студии «Квартал 95». По данным земельного реестра Великобритании, фирма, которая через ряд других офшоров принадлежит Яковлеву, владеет квартирой в центре Лондона в 10 минутах ходьбы от парламента. Она была куплена за 1,5 млн фунтов.

Также о тёмных делах Владимира Зеленского был снят и фильм «Офшор 95».

* * *

Вопросы к «Досье Пандоры»

  1. Где оригинальные документы?

Читатели видят только выжимки из документов, отчёты журналистов о содержании документов, но где сами сканы документов? Откуда они взялись?

  1. Как насчёт американцев?

Как насчёт политических лидеров Соединённых Штатов Америки? Почему в расследовании ICIJ нет документов о выплатах зарплаты и дивидендов от украинской компании «Бурисма» на счета сына президента США Хантера Байдена, которые осуществлялись через офшорные компании?

  1. Это законно или это противозаконно?

Сам скандал намекает на то, что все фигуранты «Досье Пандоры» совершили нечто противозаконное. Но это не совсем так. Например, российское законодательство заинтересовалось офшорами только в 2003 году, когда Центральный Банк РФ все офшорные зоны поделил на три сорта: чёрный, белый и серый. С «белыми» офшорами ЦБ РФ доверял российским банкам вести отношения, с «серыми» и «чёрными» – «не рекомендовал» (все операции с такими офшорами попадают под особый контроль). Сегодня в «сером» и «чёрном» списках ЦБ РФ находится 111 государств и 22 территории, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами.

Настоящая борьба с офшорами началась в 2013 году, когда были приняты поправки в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», согласно которым Росфинмониторинг стал собирать информацию обо всех бенефициарах, совершающих операции через оффшорные компании.

В то же время министр финансов Силуанов защитил право компаний на оффшоры, заявив, что не столь важно, где зарегистрирована компания, важно, не уклоняется ли она от уплаты налогов.

Сегодня в России идёт борьба за закон, облагающий налогом в 15–20 % дивиденды, которые российские компании выплачивают своим офшорным владельцам. Дело в том, что сейчас российские компании имеют право выплачивать дивиденды зарубежным владельцам по нулевой налоговой ставке, и выплата дивидендов в оффшор сейчас является самым распространённым способом вывода денег из РФ. Но пока достигнут лишь компромисс о переходном периоде льготного налогообложения до 2024 года. Так что пока все вопросы об офшорах в России имеют прежде всего морально-нравственное измерение: то есть, получается, те люди, что придумали карательные законы об иноагентах, сами активно вывозят деньги за рубеж. Как же их называть в таком случае? 

При чём здесь «Пандора»?

Дело в том, что это уже не первый офшорный скандал. В 2016 году ICIJ обнародовал «Панамское досье» – свыше 80 гигабайтов записей из чёрной бухгалтерии фирмы Mossack Fonseca, зарегистрированной в Панаме. Компания, основанная ещё в 1977 году немецкими адвокатами Юргеном Моссаком и Рамоном Фонсекой, специализировалась на выводе денег в офшорные трастовые фонды, а её клиентами было свыше 200 тысяч частных лиц: от президентов крупнейших корпораций и «банановых республик» до международных мафиози и торговцев оружием.

Скандал получился громким и весьма пустым: известно, что после публикации «Панамского досье» в США был осуждён всего один человек.

Впрочем, позже выяснилось, что документы «Панамского досье» опубликовали не просто так, а в качестве ответа на кампанию республиканцев по отмене закона FATCA, подписанного в 2010 году президентом Обамой. FATCA – это закон о налогообложении иностранных счетов, требующий от банков всех стран предоставлять в налоговую службу США (а также в новую американскую спецслужбу FinCEN – «Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями», входящую в Управление контртеррористической и финансовой разведки TFI) информацию обо всех клиентах, имеющих либо американское гражданство, либо хоть какое-то отношение к американской экономике.

По сути, это был первый шаг к созданию глобальной сети контроля за всеми финансовыми потоками в мире.

Нетрудно представить, как закон FATCA, отменяющий само понятие банковской тайны, был воспринят в деловых кругах США. Патриотизм патриотизмом, но все американцы прекрасно знают, что деньги лучше всего держать на безымянных счетах в швейцарских банках, где до них не дотянется налоговая служба.

Деньги выводили и крупнейшие корпорации – гордость американской экономики. Например, накануне принятия FATCA корпорация Microsoft утроила свои офшорные накопления, а Apple увеличила их чуть ли не в десять раз.

Новый закон ударил и по самым обычным американцам, которые в силу каких-либо обстоятельств решили жить за границей, а также по детям дипломатов, которые только числятся гражданами США из-за своего рождения на американской территории. 

Но после публикации «Панамского досье» все попытки республиканцев добиться отмены FATCA были заблокированы.

* * *

Однако в американской прессе название панамского фонда Mossack Fonseca засветилось ещё раньше: в 2013 году известный журналист Кен Сильверстайн, расследуя схемы ухода от налогов в офшорах, приехал в американский городок Sunny Isles Beach, что недалеко от Майями. Настоящий рай для миллионеров, носящий название «флоридской ривьеры»: фешенебельные здания, роскошные особняки, лучшие в мире отели и магазины.

По данным Налоговой службы США, каждый квадратный метр недвижимости в этом районе был оплачен со счетов офшорных фондов при посредничестве Mossack Fonseca.

Крупнейшим же застройщиком этого райского местечка оказался сам… Дональд Трамп, построивший на набережной три башни Трамп-тауэр и несколько отелей Trump International Beach Resort.

Также Тим Сильверстайн не поленился и съездил в Панаму, попытавшись проникнуть в штаб-квартиру фирмы Mossack Fonseca. Однако найденный офис – несколько комнат в обычном бизнес-центре Панамы – никак не походил на штаб-квартиру крупнейшей финансовой корпорации, ворочающей миллиардами.  Тогда и выяснилось, что все финансовые операции в США проводятся через филиал компании – фирму MF Corporate Services, расположенную в самом центре Лас-Вегаса.

–  Я много раз спрашивал: как же такое возможно, чтобы иностранные диктаторы и главари наркокартелей могли так свободно распоряжаться деньгами в нашей стране, – недоумевал Сильверстайн. – Почему никто не препятствует деятельности таких офшоров? И каждый раз мне давали исчерпывающий ответ: ФБР. Агенты ФБР, говорили мне, посредством подобных фондов контролируют и вербуют «плохих парней», заставляя их вести себя в Америке «в рамках приличий» и не нарушать наших законов…

Возможно, Тим Сильверстайн и не знал русского слова «крыша», но суть явления он описал верно.

Сейчас право крышевать нечистых на руку бизнесменов перешло к FinCEN. Эта неприметная спецслужба сегодня получает данные о финансовых трансакциях по всему миру; оповещает американцев и о переводах между российскими банками, если они совершаются в долларах.

* * *

Публикация «Панамского досье» ударила и по оппонентам Трампа – демократам. Разумеется, агенты FinCEN как следует почистили «Досье» перед тем, как передавать его журналистам, но всего предусмотреть они не могли. И, сокращая список американских клиентов Mossack Fonseca, они оставили там имя Нга Лап Сенга – китайского миллионера, который  в 1998 году уже был фигурантом «Чайнагейта» – скандала о незаконном финансировании предвыборного фонда Билла Клинтона и Национального комитета Демократической партии США. Дело, впрочем, при участии тогдашнего президента Билла Клинтона было замято, и мистеру Сенгу не было предъявлено никаких обвинений.

Нга Лап Сенг. Фото: кадр из видео ABC News

Когда уже «Панамское досье» было опубликовано, миллионер Сенг был снова арестован ФБР – китайский миллионер вёз в США чемодан с 4,5 млн долларов наличными. Деньги предназначались для подкупа председателя сессии Генеральной Ассамблеи ООН Джона Эша, который мог повлиять на распределение контрактов на строительство различных административных зданий ООН в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Когда же агенты ФБР арестовали и самого Джона Эша, тот в ярости от подставы пообещал раскрыть детективам все подробности финансирования фонда Хиллари Клинтон – дескать, именно в фонд бывшего госсекретаря США и шли все «пожертвования» от строительных фирм, желающих получить подряды от ООН.

Однако за три дня до суда, который должен был состояться 26 июня 2016 года, Джон Эш погиб: во время тренировки у себя дома он будто бы сам уронил себе на горло штангу весом 60 килограммов, вызвав перелом основания черепа. Свидетелей происшествия не было. По заключению полиции, это был обычный несчастный случай.

Джон Эш. Фото: Official White House Photo by Lawrence Jackson

Тем не менее в официальную версию смерти Эша не поверили многие, в том числе и Сет Рич – политтехнолог и директор по приросту электоральной базы из аппарата Национального комитета Демократической партии США.

Как вспоминали его друзья, Сет был демократом-идеалистом и никогда не скрывал того, что его фаворитом и образцом для подражания является соперник Клинтон Берни Сандерс. В то же время верхушка штаба в открытую объявила войну Сандерсу, делая всё возможное, чтобы политик проиграл партийные праймериз.

Тогда Рич и решился на отчаянный поступок: как заявил Джулиан Ассанж, основатель проекта WikiLeaks, именно Сет Рич, имевший свободный доступ к серверу штаб-квартиры демократов, и скопировал все файлы внутренней переписки между топ-менеджерами Национального комитета Демпартии, обсуждавшими, как утопить Сандерса. Копия архива была передана в WikiLeaks – как раз накануне съезда Демократической партии, на котором и состоялось формальное выдвижение Хиллари Клинтон.

Но не успели документы появиться в открытом доступе, как Сет Рич был убит.

Неизвестный убийца подошел к Ричу возле его дома в Вашингтоне, когда Сет возвращался навеселе из клуба и болтал о чём-то со своей подругой по телефону.

– Сет Рич? – услышала девушка чей-то незнакомый голос. И – два выстрела...

При себе у погибшего остался смартфон, дорогие часы и бумажник, что отвергает версию с ограблением.

Убийцу так и не нашли.

Буквально через две недели был убит и журналист Виктор Торн, предпринявший собственное расследование убийства Сета Рича. По данным Торна, нападение совершили члены тогда ещё малоизвестной радикальной группировки Black Lives Matter, которая с 2013 года выполняет функции нелегального боевого отряда Демпартии. И едва Торн в своём блоге обвинил демократов в убийстве Рича, как он сам был застрелен выстрелом в голову. Пистолет был брошен рядом с телом, что позволило полиции закрыть расследование, посчитав произошедшее самоубийством.

Более того, полиция отвергла и версию, что Сет Рич был каким-либо образом причастен к похищению переписки. По официальной версии, штаб-квартира демократов подверглась кибератаке со стороны хакерских пророссийских группировок Cozy Bear и Fancy Bear.

Сет Рич. Фото: страница Сета Рича в Facebook

Следствие не смутил даже тот факт, что позже во взломе почты Хиллари Клинтон сознался и румынский хакер Лазар Марчел Лехел, известный под псевдонимом Гуччифер (правда, проверить его показания не было никакой возможности: в июле 2016-го хакер был найден мёртвым в своей тюремной камере). Так началось масштабное расследование о «взломе почты Клинтон русскими хакерами», которое переросло в дело о «русском вмешательстве в выборы в США», закончившееся через 4 года санкциями для России и полным пшиком в смысле доказательств.

* * *

Публикация «Досье Пандоры» тоже проходит в непростой момент: в США с начала 2021 года вступил в силу Закон о корпоративной прозрачности (CTA – The Corporate Transparency Act), который обязал все компании во всех штатах без исключения сообщать FinCEN о своих настоящих собственниках.

Правда, пока этот закон неработающий – для создания Реестра бенефициарных владельцев FinCEN должен до 31 декабря 2021 года разработать соответствующие нормативные акты. Но ведь недаром говорят, что дьявол кроется именно в деталях: именно через подзаконные акты можно изменить любой закон до неузнаваемости. В данном случае – принять положения об исключении, когда нужные компании выпадут из поля зрения закона.

Также сейчас FinCEN бьётся за принятие к 2023 году нового закона «О правилах должной осмотрительности» для компаний-посредников, включая адвокатов и нотариусов, которые помогают создавать компании для подозрительных клиентов, способных к нарушению закона. Поскольку критерии «подозрительности» – понятие сугубо субъективное, то на практике новый закон означает, что вскоре все  юристы, инвестиционные консультанты, бухгалтеры, риэлторы, нотариусы и адвокаты будут отчитываться перед FinCEN о каждой сделке.

«Досье Пандоры, вероятно, послужат катализатором для обеспечения соблюдения CTA, – пишут американские журналисты. – Досье также, вероятно, добавят срочности и внимания к созданию Министерством финансов подзаконных актов для CTA».

И система тотального контроля за движением каждого доллара будет создана.

И только Господь ведает, к каким новым потрясениям это может привести.

Так что вовсе не случайно боссы ICIJ назвали своё новое расследование «Досье Пандоры» – в часть того самого ящика, хранившего различные несчастья. Ох, совсем не случайно.

Читайте также