Целковиты снова в Москве

Выставка памяти Олега Целкова, номинанты на премию Кандинского и на Zverev Art Prize, наивный сюрреализм Пасмура Рачуйко – «Стол» представляет все важные премьеры недели

Картина "Групповой портрет с арбузом", художник Олег Целков, 1963 год. Фото: mamm-mdf

Московский музей современного искусства и международный культурный фонд Breus Foundation представляют выставку номинантов 13-й Премии Кандинского.

В 2020–2021 году для участия в творческом конкурсе в оргкомитет премии поступило более 700 заявок из десятков городов всех регионов России. По итогам голосования экспертного совета в лонг-лист вошли 34 номинированных произведения искусства и искусствознания, 16 «проектов года», 11 «молодых художников» и 7 книг, среди которых две неизданные рукописи.

Фото: mmoma.ru

Для справки: Премия Кандинского – независимая российская премия в области современного искусства, учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Задачами Премии Кандинского являются поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.

Куда пойти: ММОМА.

Адрес: Москва, Петровка, 25.

* * *

ММОМА в Ермолаевском представляет проект PlayMMOMA – знакомство с современным искусством в игровой форме. Можно стать участником перформанса, создать свой объект, попробовать разные виды печатной техники, нарисовать собственный комикс или придумать звуковой ландшафт.

"Сapisco Quasi Tutto", Валерий Чтак. Фото: mmoma.ru

В выставке примут участие более 20 произведений художников из коллекции MMOMA и приглашённых авторов. Среди них работы Андрея Бартенева, Франциско Инфанте-Арана, Михаила Косолапова, Валерия Чтака.

Куда пойти:  ММОМА в Ермолаевском.

Адрес: Москва, Ермолаевский пер., 17.

* * *

Фото: facebook.com/museumaz

В этом году Музей AZ (Музей Анатолия Зверева) отмечает юбилей: в ноябре художнику Звереву исполнилось бы 90 лет. Специально к юбилею ещё в начале 2021 года Музей AZ объявил конкурс арт-проектов на соискание Премии Анатолия Зверева (Zverev Art Prize). На конкурс были поданы более 2 тысяч заявок из 169 городов России и 32 стран мира. Каждый из 7 экспертов имел возможность детально изучить любую из заявок и тайно проголосовать за или против. В результате голосования был сформирован список из 50 художников, чьи произведения теперь будут представлены на итоговой выставке.

Одновременно с объявлением конкурса пройдёт показ достижений судейской коллегии, объединённых ироничным заголовком «А судьи кто?».

Куда пойти: Центр современного искусства «Винзавод».

Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6.

* * *

Фото: vladey.net

Галерея Vladey Space представляет персональную выставку Пасмура Рачуйко – художника,  который родился в Ростове-на-Дону, получил образование в Санкт-Петербурге, а сейчас живёт и работает в Тбилиси. Искусство Рачуйко принято характеризовать как «наивный сюрреализм»: полицейские, обыватели в спортивных костюмах, ангелы, женщины в парандже, красные фигуры с черепом вместо головы – Рачуйко создаёт свой пантеон героев, живущих на пересечении психоделической фантазии и российской реальности.

Куда пойти: Vladey Space.

Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 7.

* * *

Мультимедиа-арт-музей и Tsukanov Family Foundation представляют выставку «Я не здешний, я чужой», посвящённую памяти Олега Целкова,  классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров советского нонконформизма.

Олег Целков родился в 1934 году в Подмосковье. В 1949 году без подготовки поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В.И. Сурикова. Свои ранние работы Целков создавал под впечатлением от живописи объединения «Бубновый валет», тайком увиденной в запасниках Третьяковской галереи и Русского музея.

Решающей точкой отсчёта в творчестве Целкова стал 1960 год, когда, работая над картиной «Портрет», он впервые написал не лицо человека, а «рожу» – изображение истинной сущности человека без признаков пола, возраста, индивидуальных черт.

– Потрясению моему не было предела, – рассказывал Целков. – Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и – до ужаса знакомом… И она вдруг посмотрела на меня с живым выражением и сказала: вот твоя тропка, иди по ней в дремучий лес, у которого ни конца, ни края.

Так родились «целковиты», или «целковики», – персонажи картин художника.

Поклонники творчества Целкова видели в его картинах карикатуру на покорное советское «большинство» – бессловесное и безликое. Но сам художник всегда утверждал, что в этих «рожах» заложено много больше, чем политическая сатира.

Картина "Автопортрет", художник Олег Целков, 1964 год. Фото: mamm-mdf

Вскоре Целков стал одним из самых популярных художников в интеллектуальных кругах Ленинграда и Москвы. В Тушино, где жил и работал художник, к нему «на просмотры» приезжали выдающиеся писатели и поэты Артур Миллер, Луи Арагон, Анна Ахматова, знаменитый  коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, ставший одним из первых его покупателей. Кстати, в своей книге «Соло на ундервуде» Сергей Довлатов в красках описал, как Целков продавал картину Артуру Миллеру:

«Когда-то  Целков жил в Москве  и очень  бедствовал. Евтушенко привёл к нему Артура Миллера. Миллеру понравились работы Целкова. Миллер сказал:

– Я хочу купить вот эту работу. Назовите цену.

Целков ехидно прищурился и выпалил давно заготовленную тираду:

– Когда вы  шьёте себе  брюки,  то  платите двадцать  рублей  за  метр габардина. А это, между прочим, не габардин.

Миллер вежливо сказал:

– И я отдаю себе в этом полный отчёт.

Затем он повторил:

– Так назовите же цену.

– Триста! – выкрикнул Целков.

– Триста чего? Рублей?

Евтушенко за спиной высокого гостя нервно и беззвучно артикулировал: “Долларов! Долларов!”

– Рублей? – переспросил Миллер.

– Да уж не копеек! – сердито ответил Целков.

Миллер расплатился и, сдержанно  попрощавшись, вышел. Евтушенко обозвал Целкова кретином...

С  тех  пор Целков действовал разумнее.  Он брал  картину.  Измерял ее параметры.  Умножал  ширину  на высоту. Вычислял таким образом площадь.  И объявлял неизменно твердую цену:

– Доллар за квадратный сантиметр!»

В 1977 году под давлением властей художник покинул родину и уехал в Париж. Прожив во Франции более 40 лет, он так и не принял французское гражданство, оставаясь апатридом с «нансеновским» паспортом (российское гражданство он получил только в 2015 году). По словам Целкова, за границей он по-прежнему плохо вписывался в художественные процессы, однако его узнаваемый и самобытный стиль привлёк внимание галеристов и коллекционеров, что сделало его одним из самых дорогостоящих российских художников.

11 июля 2021 года Олег Николаевич в возрасте 86 лет скончался в Париже, в больнице Сен-Антуан.

Куда сходить: Мультимедиа-арт-музей.

Адрес: Москва, Остоженка, 16.

 

Читайте также
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ