Кому и зачем нужен Рождественский пост

О смысле Рождественского и других больших постов рассказал «Столу» священник Павел Бибин

Фото: patriarchia.ru

Фото: patriarchia.ru

– Для чего современному человеку Рождественский пост? 

– Пост – всегда дело церковное, а не просто тренировка в личном благочестии. Он всегда в каком-то смысле на вырост и немножко на будущее, это подготовка человека к служению Богу и ближнему. А если говорить именно о Рождественском посте, то это подготовка ещё и к встрече праздников Рождества и Богоявления, которые напоминают нам о Тайне воплощения Сына Божьего, одной из самых больших тайн в жизни всего мира и всего человечества. И для нас это важно, потому что воплощение Христа связано с тем, что каждый из нас призывается к воплощению своей веры, которая, по слову одного апостола, «уверенность в невидимом» (Евр 11:1), а по слову другого – «без дел мертва» (Иак 2:26) и должна быть плодоносной.  Во время Рождественского поста мы призваны посмотреть на свою жизнь в церкви, дома, на работе, среди друзей – живём ли мы в духе Христовом на этой земле, готовы ли не только собой заниматься – своими делами, здоровьем, семьёй – но и быть приобщёнными к Его служению: мирить потерявших мирный дух, говорить людям о вере, поддерживать унывающих.

Священник Павел Бибин. Фото: psmb.ru
Священник Павел Бибин. Фото: psmb.ru

– Такие продолжительные посты, которых четыре в году – Великий, Рождественский, Петров, Успенский, – нужны современным христианам?

– Их продолжительность – особенно Рождественского и Великого – связана с древней традицией длительной катехизации, то есть научения христианской вере перед крещением. Когда готовящиеся ко крещению просвещаемые проходили этот очень важный основной этап подготовки к крещению, то ради того, чтобы их поддержать, их поручители-крёстные и катехизаторы, а вместе с ними и вся церковная община, брали на себя усилие поста. И сами оглашаемые тоже постились в меру своих сил. Там, где эта традиция возрождается, большие посты наполняются изначальным смыслом и помогают просвещаемым увидеть, что жизнь требует исправления, приготовиться к «генеральной» исповеди, быть собранными перед крещением – важнейшим событием их жизни. Но и для людей воцерковлённых длительный пост – хорошая возможность не забывать, что «Царствие Небесное силою берётся» (Мф 11:12). Кто-то более настроен в это время помогать ближним, кто-то – читать Писание, кто-то – молиться. Человеческая жизнь циклична и имеет некоторые ритмы, внутренние и внешние, и посты помогают эти духовные ритмы, которые Церковь открывала для себя опытным путём, поддерживать. 

Общецерковные посты помогают вспоминать и о соборном начале – неслучайно они касаются всех членов церкви. Человек в это время постится не один. Во время однодневных постов – среды и пятницы – это обычно не так чувствуется; когда пост многодневный, то сама духовная атмосфера даёт нам возможность понять, что христианство – это и личный, и общий подвиг, без этого всерьёз свидетельствовать людям о Христе не только прежде, но и в наше время не получается.

Икона новгородской школы XV века: трое юношей в огненной печи, воспеваемые во время Рождественского поста. Фото: wikipedia.org
Икона новгородской школы XV века: трое юношей в огненной печи, воспеваемые во время Рождественского поста. Фото: wikipedia.org

Может быть, придут времена и в церкви будет пересмотрено отношение к многодневным постам, когда-то они были установлены, но церковная традиция развивается и они могут быть изменены. В ранней церкви посты, как известно, были более короткие и более строгие. Может быть, когда-нибудь эта более древняя традиция в церкви вновь станет востребованной. Это зависит от многих обстоятельств, в первую очередь от жизни христиан, внутренней и внешней. На сегодняшний день есть то, что есть. Сейчас появляются новые пути христианской аскетики, открытые святыми  XX века, новомучениками и исповедниками. Они могут быть менее индивидуализированными, более направленными на служение людям, на проповедь веры.

– То есть в православной церкви могут появляться и новые большие посты?

– Я думаю, что, конечно, они могут рождаться и рождаются по ситуации – когда один человек или несколько берут вместе какое-то аскетическое усилие, которое может включать и молитву, и чтение духовных текстов, и ограничение в трапезе и развлечениях.  Например, сейчас рождается в нашем Преображенском братстве девятидневный пост, который мы назвали Днями скорби и покаяния, – с 30 октября, Дня памяти жертв советских репрессий, до 7 ноября – начала преступного захвата русской земли и разорения нашей церкви. В эти дни мы с покаянием вспоминаем трагические события XX века, всех пострадавших и погибших – молимся, постимся, каждый вечер зажигаем свечу памяти на окне. Для нас важно, что эта инициатива рождается по принципу дополнительности. Мы не отменяем других постов, а мы берём на себя больше. Для того чтобы всерьёз вносить свой вклад в развитие традиции, нужно не отменять и не заменять, а просто брать на себя больше, и тогда, если в этом есть подлинное и доброе, то рано или поздно оно пробьёт себе дорогу. 

– Что вы пожелали бы или посоветовали людям, вступающим в Рождественский пост, чтобы он был не пустой, а плодотворный, чтобы он что-то человеку принёс? И что он, кстати, может принести?

– Пост и родился, и существует, конечно, внутри церкви. Когда люди не имеют опыта церковной жизни и не стремятся к этой жизни, а при этом говорят, что они начинают поститься, то это ещё не пост, а, может быть, выбор для себя особой диеты или такой формы жизни, которая поможет поправить экономический, психологический, медицинский аспект. Это, возможно, само по себе неплохо, но к церковному посту такое усилие отношения не имеет. 

Фото: patriarchia.ru
Фото: patriarchia.ru

Церковный пост даёт возможность человеку и церкви обновить для себя и внутри себя границы, в которых Господь может действовать с большей силой, поскольку в мире и внутри нас существует хаотическое начало, и оно всё время стремится к тому, чтобы человеком завладеть. Хаос расширяет какие-то наши пределы и расшатывает их так, что может вообще разнести в пух и прах всё живое. И когда мы постимся, то мы эти границы стараемся осмыслить, обновить и укрепить, для того чтобы Духу было в нас свободней действовать.  Господь нам говорит о том, чтобы мы входили «тесными вратами» (Мф 7:13–14), что только тесные врата и узкий путь ведут нас в Царствие Небесное, к полноте и избыточности жизни. Вот узости пути бояться не надо, это в первую очередь связано с духовными усилиями, потому что внешние проявления поста находятся на втором плане. И в Писании, не только в Новом, но и в Ветхом завете, по поводу поста сказано много ценного – в том числе о том, что есть пост, который Богу не угоден и даже противен, если вы забываете самое главное в законе – о милости к ближнему и любви к Богу, как об этом написано в книге пророка Исайи, в 58-й главе.  А на что постящийся может рассчитывать? На обновление духа, на какую-то особую лёгкость и динамику жизни, на обретение новой меры свободы и любви. Если человек это обретает, то пост, я думаю, достигает своей цели. 

Читайте также